Осталось подкрепить матчасть

Следующий год для экономики Петербурга и Ленинградской области будет сложным. Нефть на мировых рынках ценится ниже 40 долларов за баррель, дешевеют металлы и древесина. То есть основные источники поступления дорогой валюты. Наши регионы не сырьевые, зато сильно зависят от финансирования военно-промышленного комплекса и транспортной инфраструктуры. Эти статьи расходов в свою очередь коррелируются с возможностями федеральной казны. А та во многом зависит от экспортных поступлений. Круг замкнулся.

Осталось подкрепить матчасть | ФОТО rangizzz/shutterstock.com

ФОТО rangizzz/shutterstock.com

Передовики

Чтобы вырваться из него, северной столице и 47-му региону нужно укреплять матчасть. То есть модернизировать предприятия. Это касается не только промышленности, но и сферы услуг, торговли, логистики, транспорта и энергетики. Пока же бизнесмены не очень спешат вкладывать собственные средства в основной капитал предприятий, а брать кредиты в банках под теперешние проценты, сами понимаете, это путь к банкротству, а не развитию.

По данным Петростата за январь – сентябрь 2015 г. (более свежих данных по инвестициям нет), вложения петербургских компаний в основные средства достигли 196 миллиардов рублей. Если сравнивать с 2014-м, это меньше на 13,2%. Если сопоставить данные с очень благополучным для нашей экономики 2011 годом, то выходит на 32 миллиарда больше.

Предприятия Ленинградской области инвестировали в собственное развитие за первые девять месяцев нынешнего года 107 млрд рублей (на 10,4% меньше, чем за тот же период прошлого года). В 2011 г. в основные средства областные фирмы вложили 140 миллиардов. Это был рекорд, обусловленный открытием в 47-м регионе множества новых производств: автозаводов, химических предприятий, лесозаводов и фабрик пищепрома.

Кто же вышел в передовики реинвестиций в январе – сентябре 2015-го? В Петербурге – химики (рост в 1,6 раза в годовом исчислении), полиграфисты (+44,1%), производители резиновых изделий и пластмассы (+13%). Абсолютный рекорд вложений поставили кожевенники – 1,7 раза в годовом исчислении. Но величина обувных реинвестиций невелика: всего 17 млн рублей.

Если выйти за рамки индустрии, то больше всего о развитии задумались образовательные организации северной столицы: инвестиции в их основные средства за год выросли в 2,2 раза. Почти 50-процентный прирост вложений в капитал продемонстрировали городские аграрии, но в абсолютном исчислении это немного: лишь 278 млн рублей.

В Ленинградской области передовиками инвестиций на развитие бизнеса в январе – сентябре 2015 г. оказались деревообработчики (нарастили объемы в 3,8 раза), металлисты (в 1,6 раза), транспортные машиностроители (+17%), энергетики (+10%) и строители (+3,4%). За пределами индустриального сектора лидерами реинвестиций в 47-м регионе стали образовательные организации (прирост вложений в 1,9 раза в годовом исчислении) и сектор HoReCa (отели, рестораны, кафе). Они увеличили вложения в основной капитал в 1,8 раза.

Куда же уходят все эти деньги? У петербургских предприятий 35,8% реинвестиций были потрачены на строительство и покупку зданий, 34,7% – оборудования и 25,9% – жилья. В Ленинградской области это распределение выглядит так: 50,7%, 30,9% и 15,8%, соответственно.


...и бенефициары

Изучая распределение вложений в основной капитал, можно прийти к утешительному выводу: в городе подтягиваются производства, ранее испытывавшие дефицит внимания инвесторов. 4,2 миллиарда рублей пошло на модернизацию петербургских химических заводов, а ведь еще недавно их планировали полностью убрать из Петербурга. Но современный химпром – это не дымящие трубы, а наукоемкие линии по выпуску материалов, необходимых для машиностроителей, ВПК и производителей стройматериалов (например, красок).

Еще на 12 миллиардов обновилась материальная база петербургских заводов по выпуску транспортных средств (в рекордном 2011-м инвестиции в эту отрасль городской экономики составляли лишь 5,4 млрд руб.). Услуги машиностроителей будут востребованы и в самом Петербурге, где нужно обновлять вагонный парк метро и «Горэлектротранса», и в других регионах России.

22 миллиарда рублей вложено в улучшение матчасти энергетиков. Значимость данного факта выросла после недавних аварий на электростанциях Петербурга. Почти 5 миллиардов рублей направлены в основной капитал предприятий оптико-электронной промышленности, авангарда инновационных производств нашего региона.

Строители северной столицы пополнили основные средства на 6,4 млрд рублей. Это позволит в числе прочего ввести в эксплуатацию домостроительные комбинаты, что снизит себестоимость массовых серий жилых домов. Согласитесь, на фоне снижения потребительского спроса и экономии домохозяйств этот фактор может вытянуть отрасль, несмотря на временные трудности.

В Ленинградской области подтягиваются отрасли, ответственные за импортозамещение. Так, в основные средства заводов по выпуску вагонов и других транспортных средств в январе – сентябре 2015 г. вложено почти 5 миллиардов рублей. Весьма своевременный шаг, ведь правительство решило обновить подвижной состав российских железных дорог, а одни из лучших товарных вагонов выпускают в Тихвине.

В основные средства областного пищепрома инвестированы 3 миллиарда рублей, в аграрный сектор – 4,1 миллиарда.

Но абсолютным бенефициаром реинвестиций выступили транспортники и связисты. В северной столице в эту отрасль за первые девять месяцев года «влили» 45 миллиардов рублей, в 47-м регионе – 29 миллиардов.

В этом нет ничего удивительного: предприятия транспорта – «кровеносная система» нашего региона, ставшего одним из крупнейших перевалочных узлов России. Развиваются мощные порты (Усть-Луга, Бронка, Приморск, «Морской фасад» и др.), строятся железные дороги и сортировочные станции. Несмотря на введение платежей за пользование федеральными автодорогами, обновляется парк коммерческих машин.

Объем оказанных петербургскими транспортниками услуг в январе – октябре 2015 г. достиг 471 млрд рублей; их областными коллегами – 112 миллиардов. Прирост в годовом исчислении – 16,3% и 29,3%, соответственно. За первые десять месяцев этого года наши транспортные компании перевезли почти 10 млн тонн грузов. Так что динамика в целом положительная.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5609) от 18.12.2015.


Комментарии