Особый инструмент Минфина
Не далее как в январе текущего года мы поведали читателям странную новость. В двух регионах - Республике Хакасия и Костромской области - введено прямое казначейское управление финансами. По сути, в этих субъектах Федерации начало действовать внешнее антикризисное администрирование. Позже стало известно о потенциальной возможности соседней с Петербургом и Ленобластью Карелии пополнить такой список. В 2017 году край озер и морошки «отчитался» о самом высоком уровне долговой нагрузки по сравнению с собственными доходами.
Иллюстрация ronstik/shutterstock.com
Четверо в лодке, не считая...
Время идет, и за месяц-полтора ситуация с региональными финансами, которые «допелись романсов», несколько изменилась в лучшую сторону. Так, число субъектов Федерации, находящихся в красной зоне (где госдолг превысил собственные поступления), за год сократилось с восьми до пяти. Таковы данные национального рейтингового агентства. По итогам минувшего года в список наиболее закредитованных регионов входят одна область - Костромская - и четыре республики - Мордовия, Хакасия, Карелия и Кабардино-Балкария.
Прогресс есть, но проблема недофинансирования небольших регионов, лишенных серьезной промышленной или сырьевой базы, никуда не делась. Откуда у регионов возникли долги? Вполне правдоподобно выглядит версия с перераспределением доходов в отечественной бюджетной системе.
Приведем пример Петербурга. По данным Петростата, в январе 2018 года наш город обеспечил поступлений в финансовую систему России на сумму 63,3 миллиарда рублей. Из них в консолидированном бюджете северной столицы осталось лишь 43,6% средств. Куда делось остальное? Часть поступлений по налогу на прибыль предприятий (35%), а также весь НДС и большая часть акцизной массы ушли в федеральную казну.
Если транспонировать эту картину на небольшие регионы, то увидим следующее. В небольших субъектах Федерации не так много системообразующих предприятий, способных генерировать прибыль и, следовательно, перечислять с нее налоги в региональную казну. А ведь именно эта подать вкупе с налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и составляют доходную базу любого бюджета «столичных» городов, краев, республик и областей.
В последнее время наблюдается опасная тенденция избыточной централизации промышленных и транспортных корпораций. Следствием этого стал увод из регионов головных структур градообразующих производств. Например, железнодорожники оптимизируют сеть подразделений. В результате жители Дальнего Востока боятся лишиться штаб-квартир региональных железных дорог, некоторые из которых могут «слить». Регионы таким образом лишаются крупнейшего налогоплательщика.
При этом зарплаты бюджетникам выплачивать надо, развивать социальную и транспортную инфраструктуру - тоже. Что остается делать? Брать в долг. Регионы с высоким кредитным рейтингом, такие как Петербург и Ленобласть, в этой ситуации идут на биржу и эмитируют облигации. А долговые расписки проблемных субъектов Федерации как пирожки не разлетаются, поэтому немалая доля обязательств краев и областей - долги коммерческим банкам.
Доживем до расплаты
Долгое время государство как бы не замечало проблемы. Относительно дорогая нефть и растущая экономика позволяли федеральному центру иногда «подбрасывать» небольшим регионам матпомощь. Так, в 2015 - 2016 годах субъектам Федерации из центра выделили около триллиона рублей в виде бюджетных кредитов для погашения половины коммерческого долга перед банками.
Однако в новых экономических реалиях большинство регионов лишилось системной федеральной поддержки и теперь рискует увеличить долю коммерческого долга с 60% совокупной долговой нагрузки в конце 2017 года до 72% в 2020-м. На это, в частности, указывают аналитики агентства Standard & Poor,s.
Остроту ситуации вполне осознают в правительстве. По состоянию на 1 декабря 2017 года совокупный госдолг регионов составлял 2,1 триллиона рублей, из них долг перед банками - почти 594 миллиарда рублей. При этом общий объем госдолга субъектов Федерации в прошлом году снизился на 1,6%. Это немного, но тенденция, что называется, верная.
С нынешнего года Минфин станет использовать особый инструмент для регионов, чей долг будет превышать заложенные параметры. Регионы, у которых общий объем долговых обязательств по предоставленным бюджетным кредитам с начала года превысил 80% доходов их собственных бюджетов, будут переводиться на казначейское сопровождение. О пионерах этого движения мы уже рассказали.
Всего на программу реструктуризации бюджетной системы регионов, которая стартовала 1 января и продлится семь лет, власти выделят из бюджета 55 миллиардов рублей. В первые два года регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга, что позволит на местах «вызволить» из паутины неплатежей 438 миллиардов рублей.
Передовики и отстающие
К оценке финансового здоровья регионов подключилась и Счетная палата. Она подошла к делу творчески, рассортировав субъекты Федерации по скорости сокращения госдолга. Страна была поделена на две зоны - красную и зеленую. Кстати, в прошлом году 52 субъекта Федерации сами изыскали ресурсы для сокращения госдолга, однако 31 регион долги нарастил.
Но вернемся к зонам. В красную Счетная палата поместила регионы, где бюджетная задолженность перед банками и центром выросла. Среди отстающих аудиторы Счетной палаты назвали, как это ни странно, Петербург. Северная столица за прошлый год нарастила долг в 2,5 раза. Красными стали Камчатский край (прирост госдолга на 37,9%), Мордовия (на 24,3%), Республика Адыгея (на 21,7%) и Тульская область (на 18,7%).
В зеленой зоне есть свои тяжеловесы. Самыми быстрыми темпами в прошлом году залатали финансово-кредитную брешь Челябинская область и Москва - в 1,8 раза. Ленинградская область сократила госдолг в 1,6 раза, Приморье - на 29,8%, Ямало-Ненецкий автономный округ - на 25%.
Что же значат все эти проценты? Судя по ним, Петербург плотно засел в финансовую дыру, а Ленобласть спешно «заткнула» свою. При этом общеизвестно, что оба наши региона остаются в числе инвестиционно привлекательных, их ценные бумаги котируются на бирже, а на экономической карте страны Петербург и
Ленобласть прочно заняли промежуточное положение между Москвой и крупнейшими промышленно развитыми субъектами Федерации.
А ларчик просто открывался, как сказали бы классики. Резкий скачок госдолга Петербурга обусловлен масштабной эмиссией облигаций для частичного покрытия дефицита бюджета. Ценные бумаги северной столицы надежные, поэтому инвесторы активно их покупают. Нет оснований сомневаться, что город не сможет профинансировать этот долг вовремя. Задолженности по займам коммерческих банков у Петербурга давно уже не имеется.
Ленинградская область сделала упор на погашение задолженности перед предприятиями, а также по государственным гарантиям.
Что же до страны в целом, то единственная возможность раз и навсегда избавиться от неплатежей в межбюджетной системе - перераспределить налоговые поступления в пользу регионов, о чем не раз говорили даже правительственные эксперты. Пока же наблюдается иная картина: под благовидным предлогом улучшить жизнь бизнесу регионов могут лишить «святого» - части поступлений по налогу на прибыль предприятий. Впрочем, это пока только гипотеза...
Комментарии