В Петербурге создадут фабрику по производству очковых линз

Казалось бы, что тут сложного - изготовить в Петербурге линзу для очков. Не для микроскопа ведь деталь, не для спектрофотометра. Ан нет: только сейчас инвесторы всерьез оценили необходимость открытия у нас «фабрики очков» почти с нуля.

В Петербурге создадут фабрику по производству очковых линз | ФОТО Евгения Степанова/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Евгения Степанова/ИНТЕРПРЕСС

Зависимый от импорта российский рынок оптики нуждается в собственных полноценных производственных мощностях. Учитывая это, ведущие игроки оптической индустрии планируют создать на берегах Невы полноценную фабрику по производству очковых линз, аналогов которым в России нет. Петербург выбран не случайно: оптическая промышленность развивалась у нас с царских времен, а в советские годы ЛОМО считалось флагманом производства оптических элементов и техники различного назначения - от микроскопов до космических телескопов.

Разборки времен дефицита

Серийное производство очков в нашей стране началось еще в 1927 году, когда Оптико-механический трест начал массовый выпуск стекла для очков. К середине 1950-х в СССР производство изделий очковой оптики по сравнению с довоенным уровнем возросло в три раза. А в 1980 г. в стране было изготовлено свыше 60 млн линз и более 20 млн оправ.

При этом очки входили в разряд дефицитных изделий и не отличались ни разнообразием ассортимента, ни эстетикой дизайна. Вот цитата из письма ветерана Великой Отечественной войны, опубликованного в журнале «Здоровье» (№ 11, 1978): «Чтобы заказать очки по рецепту в магазине оптики или аптеке, надо встать на очередь, и сроки их изготовления нередко растягиваются на три - шесть месяцев. От этого страдают многие люди. Когда же наша промышленность будет выпускать в достаточном количестве очковые линзы и элегантные оправы?».

На это представители «Союзмедтехники» Минздрава СССР, ответственной за работы по сборке и сбыт очков, отвечали: перебои в снабжении населения очками и длительные сроки их изготовления объясняются тем, что оптико-механические заводы выпускают недостаточное количество очковых линз и оправ. Но, как бы то ни было, такие заводы были и работали в полную силу.

С распадом Советского Союза на рынке стали появляться первые специализированные салоны оптики, которые создавались как семейный или совместный бизнес, объединяющий бывших сотрудников отраслевых предприятий советского периода. Поскольку они были в теме и имели связи, то быстро привели в Россию бренды крупнейших европейских производителей.

Например, заместитель директора советского проектно-технологического бюро «Медоборудование» вместе с двумя другими сотрудниками предприятия открыл в Москве один из первых российских салонов «Интероптика». Тогда же в столице появился сетевой бренд - «Линзмастер».

Стеклянное наследство

В Ленинграде на базе полученных в наследство от советских времен производственных мощностей налаживала новый бизнес «Невская оптика». В последние перед развалом СССР годы компания заключила контракт с Германией на поставку оборудования. Средства, затраченные на тот проект, позволяли создать полноценную фабрику по производству очковых линз.

Но настали 1990-е и политику оптического рынка стала определять сетевая розница. В этом был резон, поскольку даже сегодня участники рынка не скрывают, что развивать розницу намного выгоднее, нежели организовывать полноценное производство. Именно такая ситуация складывается сегодня на отечественном рынке: доля одиночных оптик и малых сетевых игроков снижается, а розничные монстры расправляют крылья.

К примеру, минувшей весной один из трех нынешних лидеров рынка «Счастливый взгляд» (два других - «Айкрафт Оптика» и «Линзмастер») открыл в Петербурге крупнейшую оптику с оборудованием, аналогов которому в России нет. Объем инвестиций в новый проект составил около 77 млн рублей, из них 13 млн рублей - на медицинское оборудование.

В ногу с прогрессом

По мнению экспертов, в нынешних условиях нерентабельно приобретать роботизированные линии: у них высокая стоимость и долгий срок окупаемости. Выгоднее использовать дешевую рабочую силу, которой сегодня обладает наша страна. Однако лидеры отрасли мыслят категориями, ориентированными не на настоящее, а на будущее, и ведут предварительные переговоры о перспективе создания в северной столице полноценной фабрики очковых линз.

Скорее всего, она будет создаваться по аналогии с фабрикой, успешно функционирующей в Бельгии. Речь идет о совместном японско-российском производстве, где инвестиционные доли участников будут распределяться 50 на 50%. Японская сторона станет отвечать за оборудование и технологии.

Необходимые затраты (только на оборудование) для создания подобного производства начинаются от 10 млн евро. Плюс средства на строительство или покупку здания, необходимая площадь которого - 4 тыс. кв. м. Окупаемость подобных проектов - от 8 до 10 лет. Важно, что местный потребитель от появления такой фабрики получит не снижение стоимости конечного товара - очков, а сокращение сроков получения заказов и высокое качество продукции.

«Потребность в полноценной отечественной фабрике по производству линз для очков более чем актуальна, - считает владелец сети «Счастливый взгляд» Виктор Гордейчук. - И если эта идея будет реализована, то появится возможность выполнять индивидуальные заказы максимум за неделю. Сегодня минимальный срок исполнения заказа две недели, которые в большинстве случаев растягиваются до 30 - 40 дней. Сталкивались мы и с более неприятными ситуациями, когда таможня останавливала наш груз более чем на три недели. В результате мы теряли клиентов, которые отказывались от дорогостоящих индивидуальных заказов, получали много негатива и серьезные убытки».

КСТАТИ

По оценке агентства GfK, в 2017 году объем розничного российского рынка оптики составил 53,8 млрд руб., превысив результаты 2016 года на 1,4 млрд руб.

В списке известных производителей очковых линз - компании Zeiss и Rodenstock (Германия), Essilor (Франция), Tokai Optical, Seiko и Hoya (Япония). Технологическим лидером на мировом рынке очковых линз и оправ является Япония.

Материал был опубликован в газете под № 100 (6209) от 6.06.2018 под заголовком «Оптический прицел».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (6209) от 06.06.2018 под заголовком «Оптический прицел».


Комментарии