Огурцы цветам не конкуренты
Специалисты отмечают: самый популярный цветок у россиян сегодня - это роза. На нее приходится до 60% всех продаж по стране. Чуть менее востребованы нашими соотечественниками хризантемы, герберы и гвоздики. Любовь петербуржцев к цветам выражается астрономической суммой 18 млрд рублей в год. В северной столице продажей цветов занимаются около 2 тысяч магазинов и киосков. О том, почему эквадорские цветы всегда будут дешевле наших и что выгодно выращивать в России, нашему корреспонденту рассказал исполнительный директор компании «Цветы от производителя «Плантация» Андрей ТАТАРИНЦЕВ.
В наши дни выгоднее выращивать цветы не там, где теплее, а там, где ближе потребитель. Например, в Ленинградской области. ФОТО Юрия СМИТЮКА/ТАСС
- Андрей Владимирович, вы вернулись со всероссийской выставки Flowers Expo (Москва). Расскажите, что там было интересного?
- Это поистине масштабное мероприятие. Ежегодно его посещают более 400 участников из 25 стран мира. Среди них лидеры отрасли: Голландия, Эквадор, Колумбия, Кения. Появились и новые игроки - Китай, Малайзия, Бали, Япония. Все эти страны заинтересованы в поставках своих цветов на российский рынок. За три дня выставки экспозиции обошли более 15 тыс. профессионалов.
Сейчас большой интерес наблюдается к российским производителям, к новым поставщикам, которых прежде на отечественном рынке не было. Это уже упомянутый Китай и Малайзия.
Традиционные поставщики - Голландия, Эквадор, Колумбия - работают по устоявшимся направлениям. Для такого скоропортящегося товара, как цветы, это очень важно. А китайцы пошли по другому пути - они планируют выращивать орхидеи в Удмуртии. Кстати, Китай - крупнейший поставщик рассады этих цветов для голландского рынка.
- Какие тенденции цветочного рынка вы бы выделили?
- Первая - это снижение покупательской способности потребителей. В рублевом эквиваленте мы отмечаем сохранение объемов продаж, но в количественном выражении видим падение вдвое. Это приостановило темпы развития рынка цветов по России в целом, что в ближайшие годы повлечет за собой падение крупных цветочных сетей по стране, банкротство тысяч представителей малого бизнеса.
Вторая тенденция - изменение форматов магазинов. Маленькие торговые точки выживают с трудом, потому что покупатель избалован, и он не хочет покупать цветы в крошечном киоске у метро. Ему нужен просторный магазин площадью не менее 50 кв. м, где можно спокойно, в тепле побеседовать с продавцом и выбрать букет из нескольких вариантов. Несомненно, в более просторном помещении легче обеспечить технологические требования к хранению цветов. Но для нас как производителей и продавцов это означает рост расходов на аренду площадей и на ассортимент товара.
- Привлекателен ли сейчас цветочный рынок для инвесторов?
- Этот бизнес не требует больших вложений, но и высокой рентабельности ждать не приходится. Наш бизнес рискованный, как и все сельское хозяйство. Говоря о небольших инвестициях, я, разумеется, подразумеваю малый и средний бизнес. Готовый цветочный бизнес можно купить за 350 - 500 тыс. рублей. Вопрос лишь в том, как возвращать эти инвестиции в кризис.
Сегодня изменился «входной билет» на рынок. Раньше этот рынок был более насыщен, и, как ни удивительно, при меньшей конкуренции была большая рентабельность бизнеса. Можно было развивать торговые точки в виде киосков и брать их количеством. Сейчас этого не получится.
- Сегодня активно развивается и интернет-торговля цветами. Насколько выгоден этот формат продаж?
- Нужно понимать, что рынок цветов открыт практически для каждого. То есть таким бизнесом может заняться любая домохозяйка. Это лишь вопрос желания, ведь создать соответствующую группу в соцсетях, к примеру, совсем несложно. Здесь не требуется больших инвестиций. А крупных оптовиков на нашем рынке вполне достаточно. Для них такая форма взаимодействия с малым бизнесом позволяет расширить каналы своих продаж.
Доверие к интернет-рынку цветов с каждым годом растет. Крупные игроки вкладывают деньги в мобильные приложения для заказа цветов для удобства пользователей, развивают различные сервисы. Правда, пока продажи в Интернете из-за дорогой рекламы и отношения потребителей к этой рекламе малорентабельны.
Конечно, существуют много нечистых на руку предпринимателей. Совсем уж умирающий цветок они вам, конечно, не продадут, но будут уверенно выдавать, скажем, выращенный в Ленобласти цветок за эквадорский. А это совсем не одно и то же. Согласитесь, что дарим мы цветы, как правило, кому-то, а не покупаем себе. А дареному коню, как известно, в зубы не смотрят. На этом и зарабатывают не совсем честные бизнесмены.
- Выращиваете ли вы цветы сами?
- Сами мы этим пока не занимаемся, но планы такие есть. Пока готовим бизнес-план и рассматриваем разные производственные площадки в несколько десятков гектаров на расстоянии 100 - 150 км от Петербурга с удобными условиями, то есть с подготовленной инфраструктурой. Для расчета инвестиций могу сказать, что один гектар обустроенной территории с подведенными коммуникациями, с теплицами и подготовленной землей стоит в среднем 4 млн евро.
- В нашем регионе уже есть опыт выращивания цветов?
- Безусловно. В Ленинградской области, в Сясьстрое, компания «Новая Голландия» выращивает розы. Это около 100 - 120 тыс. стеблей роз ежедневно, которые продаются по всей стране. Еще один областной производитель - компания «Северная мечта» - располагается в поселке Пушное. В Тосненском районе работает фирма «Агрохолдинг 78». Однако должен признать, что цветы, выращенные на севере, увы, не самого высокого качества: у них маленький бутон и низкая ножка. Зато привлекательная цена.
- Где еще в России выращивают цветы?
- В нашей стране этот рынок пока не насыщен, хотя российская роза востребована. В Пензе, например, один из крупнейших производителей цветов не только сбывает все то, что вырастил сам, но и перепродает армянскую розу - так велик спрос. Выращивают розы даже в Москве - для домашнего рынка.
Российские цветы отправляются и за рубеж: на Украину и в Белоруссию. Главным образом - из Красноярского края. Постепенно сибирские производители переходят на круглогодичное производство и наращивают объемы, что, возможно, в будущем компенсирует падение рынка.
Любопытно, что сейчас в России многие агрокомплексы, которые прежде выращивали помидоры и огурцы, переориентировались на розы. Получается, что вырастить розу выгоднее, чем огурец. Показателен пример одного адыгейского тепличного комплекса, который активно развивается на этом новом для республики рынке.
- Какие цветы выращивать сложнее всего?
- Дело не в растении, а в технологии. Конечно, есть на Земле регионы, где естественным образом произрастают те или иные цветы, значит, их производство там более выгодно. Например, лучшие розы в мире растут в Латинской Америке (Эквадор, Колумбия), в Кении, которая выигрывает за счет дешевой рабочей силы, ЮАР. Однако опыт Голландии доказывает, что технология в современном мире это все. Благодаря ей сегодня выращивать цветы можно хоть в Арктике, нужны только энергоресурсы.
В наши дни можно без участия человека контролировать множество показателей: химический анализ почвы, освещенность, состояние воздуха и т. д. Эта технология с успехом много лет применяется в Голландии, Франции, Бельгии и ряде других стран. В Эквадоре же благодаря природным условиям все это происходит под обычной пленкой, поэтому выращивать цветы в Латинской Америке очень дешево. Нам об этом, увы, остается только мечтать.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (5820) от 31.10.2016.
Комментарии