Одежда с корнями
Отличительная черта петербургского легпрома – множество швейных фабрик, мастерских и ателье, выпускающих малыми сериями специализированную одежду. Один из значимых сегментов отрасли – этнические и фольклорные наряды оригинального дизайна, разработанные специально для потребителей северной столицы. Мы уже рассказывали о мастерской по выпуску одежды для петербургских мусульманок, сегодня в центре внимания – древнерусские мотивы.
ФОТО Maryna-Kilchytska/shutterstock.com
На безымянном пальце его правой руки – обручальное кольцо с родовым орнаментом. Одет в вязаный свитер в бело-голубых тонах с тремя поморскими узорами. Одежда не выглядит броско, хотя на фоне засилья рубашек и кофт с иностранными надписями выделяется и привлекает внимание. Это Владимир Рунцев, руководитель мастерской «Гардарика». Здесь не только шьют современную одежду с этнографическими орнаментами по собственным лекалам, но и продвигают дизайнерские продукты, участвуя в подготовке фолк-концертов, военно-патриотических фестивалей и мастер-классов.
Открывшись в 2012 году, в 2016-м компания оказалась примером истинного импортозамещения. Владимир с юных лет интересовался историей средневековой Руси. Хотел поступать на исторический факультет, но не получилось, и свою жизнь Владимир связал с военной службой. Сейчас он на пенсии, но работать над собственным проектом начал еще будучи кадровым офицером.
«Я никогда бы не подумал, что свяжу свою дальнейшую жизнь с моделированием, тканями и фурнитурой, массовыми мероприятиями в народном ключе», – вспоминает он. Как выяснилось, отсутствие профильного образования не повод наступить на горло собственной песне: для создания коллекции был приглашен дизайнер-конструктор, при этом каждая модель проходит через руки основателя мастерской. Предприниматель нашел этнографов, специалистов по крою, шитью. Как ни странно, сложностей с кадрами у него не было: коллектив профессионалов удалось подобрать довольно быстро.
А вот проблема с сырьем и фурнитурой осталась: сегодня в производстве из отечественных тканей используется только лен Вологодского комбината. Но, как мы уже писали, этот завод закрылся, и сейчас распродается лишь содержимое его складов. Поэтому качественные футер и хлопок Рунцев закупает за границей.
«Мы очень хотим работать только с отечественными производителями тканей, но пока их качество оставляет желать лучшего, – констатировал факт предприниматель. – У наших фабрик нет современной технической базы, а из-за резкого скачка курса валют рассчитывать на закупку современного зарубежного оборудования не приходится. Если конфликт между Россией и Турцией усугубится, придется покупать ткани в странах Юго-Восточной Азии. В Индии, например, что поднимет цену на готовое изделие».
Из-за экономических трудностей в этом году Рунцев законсервировал экспериментальное производство, где прежде отшивалась одежда новых коллекций. Теперь по готовым лекалам это делает одна из крупных петербургских фабрик.
Изготовленная в Петербурге одежда отличается от традиционной: она не походит на бесформенные рубахи или сарафаны с вышивкой, которые уместно надеть, пожалуй, только на фолк-фестиваль. Она выглядит современно. Причина – в особом крое: мастерская использует не только лен, но и трикотаж, хотя вышивать на нем сложнее.
Пока в нашем городе работает лишь один фирменный магазин мастерской. Несмотря на кризис, Рунцев планирует расширять сбытовую сеть в России: в мегаполисах, Ялте и Севастополе, а также в городах ближнего зарубежья. Сейчас ведутся переговоры по этому вопросу с Белоруссией, Эстонией и Германией. Модели, заказанные в интернет-магазине, уезжают в Канаду, Францию, Сербию, Словакию и Польшу.
Главная ценность одежды в стиле фолк, по словам ее авторов, оригинальный вышитый орнамент. В народной традиции нить всегда была символом жизни, судьбы, творения: древние считали, что мир в начале времен был выпряден богиней-пряхой, подобно нити. Узор должен быть не придуманным, а достоверным, значит, воспроизвести его могут только специалисты. Вот почему орнаменты для мастерской разрабатывает рязанский историк-этнограф Марина Качаева, автор ряда книг по семантике народного текстильного орнамента.
«Конечно, у нас орнамент шьет машинка, – поясняет предприниматель. – Но я совершенно точно знаю, что если у мастерицы плохое настроение, аппарат не станет ее слушать, а нить будет рваться...»
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Комментарии