Обойдемся без опытов

В интересное время мы живем, дорогие читатели. На наших глазах протекает не какой-нибудь там кризис, вызванный падением цен на нефть и прочее сырье. Не где-нибудь, а здесь, в России, мы наблюдаем схватку ученых мужей-экономистов разных формаций и школ. Это не просто Силуанов спорит с Улюкаевым. Мы стали свидетелями схватки кейнсианцев и либералов, имеющих в своем распоряжении гигантскую лабораторию для научного эксперимента – Россию.

Обойдемся без опытов | ФОТО ronstik/shutterstock.com

ФОТО ronstik/shutterstock.com

В лапах лаборантов

В чем, собственно говоря, суть научно-практического спора? Кейнсианцы считают, что в сложные экономические времена народное хозяйство не следует душить высокими ставками по кредитам и жесткими нормативами дефицита казны. Если мы стремимся к росту, то экономика должна подпитываться ресурсами. Либералы – сторонники стабильности финансовых показателей. Низкая инфляция, госрезервы и приверженность нормативам для них – святая святых.

Не будем углубляться в высокую бухгалтерию и макроэкономические выкладки. Подумаем о самих себе. Ведь что бы ни придумали экономисты разных школ, опробуют они теории на нас с вами – домохозяйствах и предпринимательской сфере.

Что мы наблюдаем? Сторонники кейнсианства и либерализма в один голос твердят о необходимости экономить, не тратить лишнего. Дескать, россияне позволяли себе больше, чем реально зарабатывали. Мол, все наше потребительское счастье базируется исключительно на доходах от нефти и газа, а эти богатства не созданы нашими руками. Поэтому трудящимся придется, знаете ли, затянуть пояса.

И вот тут-то мы подходим к сути проблемы: а что значит – реально не зарабатываем? Как вообще это измеряется? Обычно сравнивают размеры зарплат в России в целом и Петербурге – в частности с аналогами в других странах. Но тут непонятно, с кем сравнивать: большинство стран Юго-Восточной Азии по зарплатам и валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения мы давно обогнали, а вот США и Западную Европу нам еще догонять и догонять.

Выходит, что по сравнению с американцами мы получаем слишком мало. Ну что там эти 42 – 45 тысяч среднемесячного заработка на одного среднестатистического петербуржца, да еще с пересчетом в доллары. А вот на фоне «усредненного» вьетнамца или даже китайца мы просто баре.

Кусок пирога

Подойдем к вопросу с другой стороны: какой кусок пирога – валового регионального продукта – отъедают петербуржцы, и не слишком ли он велик в сравнении с долей жителей других регионов России? В нашем распоряжении – опубликованные не так давно аналитические сборники Петростата «Санкт-Петербург в 2014 году» и «Валовой региональный продукт Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2011 – 2013 гг.». Не удивляйтесь: на сегодня это самые свежие и подробные сравнительные материалы. Ведь национальные счета, к которым относится ВРП, вещь громоздкая и трудно рассчитываемая.

Итак, в 2013 году оплата труда наемных работников в структуре петербургского ВРП по источникам доходов составляла 50,1%. В целом по России было 52%. Любопытно, что в Москве этот показатель, несмотря на высокие зарплаты, был ниже и опускался в иные годы до 32%.

В целом по Северо-Западному федеральному округу оплата труда работников в 2013 году составляла 47,9% от ВРП. Максимальная ее доля – в Мурманской области (60%), минимальная – в Ленинградской области (38,5%).

Принято считать, что чем выше уровень экономического развития региона, чем больший вклад в его народное хозяйство вносят промышленность и наука, тем значительнее доля зарплаты в ВРП, рассчитываемом по доходам. Однако в России своя специфика: в северных субъектах Федерации оплата труда традиционно выше, чем у южан (как и цены на продукты и затраты на ЖКХ), а в небольших регионах сказывается «эффект бюджетников и чиновников», являющихся драйверами роста фонда оплаты труда.

Получается, что промышленно развитые Петербург и Ленинградская область явно недобирают своего по части оплаты труда. А если считать, что северная столица по-прежнему является флагманом научно-технического развития страны, то творцы этого успеха – ученые, инженеры, рабочие – маловато получают.

Заслуженность заработка

Макроэкономические показатели – такие как доля зарплат в доходах ВРП – имеют важный изъян. Они – как средняя температура по больнице, некий котел, в котором тонут миллиарды рублей, полученных за что-то миллионами людей. «Заслуженность» этого заработка проверить сложно. Для этого есть иные методы.

В одной из прошлогодних публикаций в рубрике «Индекс недели» мы сравнили экономический эффект от труда петербуржцев с аналогом по Москве и Ленинградской области.

Пример первый: расчет финансового результата народного хозяйства (прибыль минус убыток всех предприятий) на одного работающего. У нас получилось, что за I полугодие 2015 г. финрезультат в расчете на одного работника в северной столице достиг 180 тысяч рублей, в 47-м регионе – 133 тысячи, в Первопрестольной – 118 тысяч рублей. То есть мы работаем с большей экономической отдачей, чем москвичи.

Пример второй: мы пересчитали финрезультат на каждый заработанный рубль. Финансовый результат в пересчете на 1 рубль зарплаты тогда составил 83 копейки в Петербурге, 81 копейку в Ленобласти и 39 копеек в Москве. Эти данные следует читать следующим образом: каждый заработанный петербуржцем рубль дополнительно принес прибыль на сумму 83 копейки, жителем 47-го региона – 81 копейку, москвичом – 39 копеек. Дополнительно, потому что зарплата входит в себестоимость продукции и уже учтена при подсчете прибылей и убытков.

Пример третий: по объему отгрузки продукции реального сектора экономики на одного работающего. У нас получилось, что на каждого занятого в реальном секторе экономики петербуржца в интересующем нас периоде пришлось 3,2 млн рублей, жителя Ленобласти – 3 миллиона, москвича – 1,7 млн рублей отгрузки. Данный индекс ближе тем, кто считает промышленность, а не торговлю и финансы основой народного хозяйства.

И что же мы имеем? Если по совести, то совсем туго затягивать пояса петербуржцам не стоит, ведь мы производим прибавочный продукт уж никак не меньший, чем москвичи. Если считать, конечно, по реальному результату, а не количеству денег, которые столица собирает со всей страны.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (5632) от 29.01.2016.


Комментарии