Обогатительная доля

Четверть века назад Северо-Запад России охватила «алмазная лихорадка». В Архангельской области готовилось к освоению крупное месторождение камней, из которых там же планировалось делать бриллианты. Первые лица Ленинградской, Новгородской, Вологодской областей и тогда еще Карельской АССР призывали местных геологов срочно найти кимберлитовые трубки едва ли не в каждом районе. О том, чем увенчались бурные поиски алмазов на Северо-Западе, о вкладе в экономику регионов и перспективе алмазодобывающей промышленности России заместителю главного редактора нашей газеты Александру ВЕРТЯЧИХ рассказал ведущий аналитик алмазно-бриллиантового рынка отраслевого информационного агентства Rough & Polished (с учетом тематики это можно перевести как «Необработанный и ограненный») Сергей ГОРЯИНОВ.

Обогатительная доля | ФОТО Николая МАЛЫШЕВА/ТАСС

ФОТО Николая МАЛЫШЕВА/ТАСС

– Сергей Александрович, насколько значима алмазно-бриллиантовая индустрия для России в целом и отдельных ее регионов?

– Россия контролирует примерно 30% мирового алмазного рынка (в стоимостном выражении), это около 5,5 млрд долларов. Российская алмазодобыча – это свыше 50 тысяч рабочих мест и серьезный источник бюджетных поступлений как для страны в целом, так и для добывающих регионов. Добыча алмазов ведется на территории двух субъектов РФ – Архангельской области и Республики Саха (Якутия), причем Якутия является обладателем блокирующего пакета компании «Алроса».

Если говорить об алмазодобывающей отрасли страны, то сегодня она представлена компаниями, входящими в группу «Алроса», а также ОАО «Архангельскгеологодобыча» – дочерним предприятием компании «Лукойл». При этом «Алроса» добывает около 38 млн карат в год, а «Лукойл» только начал промышленную добычу.


– Как развиваются проекты по добыче алмазов на Северо-Западе России?

– «Лукойл» начал добычу на месторождении им. В. Гриба в Архангельской области летом 2014 года, инвестиции в этот проект составили около 1 млрд долларов. Планируется, что на пике добычи месторождение будет давать около 4,5 млн карат в год. Дочернее предприятие «Алроса» – ОАО «Севералмаз» – работает на месторождении им. М. Ломоносова в Архангельской области, добыча ведется на трубках «Архангельская» и «Карпинского-1». В этом году там планируется добыть 2 млн карат, к 2020-му предполагается выйти на объем добычи 4,5 – 5 млн карат в год.


– Какова роль Петербурга в алмазно-бриллиантовом бизнесе России?

– Пока не очень большая, но инвестиции туда уже идут. Так, резидентом особой экономической зоны «Санкт-Петербург» является дочернее предприятие «Алроса» – ОАО «НПП «Буревестник». Эта компания проектирует

и производит современную рентгенолюминесцентную технику для обогатительных фабрик. Новый проект компании предполагает строительство на площадке «Новоорловская» научно-производственного комплекса по разработке и выпуску оборудования для обогащения алмазосодержащих руд и сырья, аналитических приборов и систем. Инвестиции в проект превысят 3 млрд рублей.


– Эффективна ли огранка алмазов на Северо-Западе?

– Развивать гранильный бизнес в сложившихся сегодня в России условиях практически невозможно. Огранка во всем мире характеризуется очень низкой маржой: стоимость «сырого» алмаза составляет до 90% стоимости бриллианта. При такой низкой марже невозможно рассчитывать на кредиты, учитывая размер действующих сейчас в России ставок.

А кредиты необходимы, поскольку, по сложившейся практике, гранильное предприятие за сырье платит сразу, а бриллианты продает, как правило, на условиях консигнации. Кроме того, российское законодательство, в первую очередь налоговое и таможенное, традиционно не слишком дружелюбно к отечественным производителям бриллиантов. Это крайне отрицательно сказывается на динамике бизнеса и приводит к снижению конкурентоспособности наших огранщиков по сравнению, например, с индийскими.

В результате даже крупные и давно работающие на рынке российские предприятия – например, смоленский «Кристалл» – сегодня поставлены на грань выживания. О новых проектах речь вообще не идет.


– Какую долю в российском экспорте занимают алмазы?

– В 2014 году правительство РФ выдало генеральные лицензии на экспорт 37 млн карат алмазов оценочной стоимостью 4,66 млрд долларов США. Это примерно 1% от общей суммы российского экспорта в 2014 году.


– Какие перспективы открываются для отечественных экспортеров алмазов на мировых рынках?

– Россия располагает лучшей в мире минерально-сырьевой базой добычи алмазов, которая позволяет уверенно себя чувствовать на горизонте минимум 25 – 30 лет. Уровень наших технологий и квалификация кадров позволяют утверждать, что российская алмазодобывающая отрасль будет поступательно и устойчиво развиваться, а доля России на мировом алмазном рынке увеличиваться. Сегодня Россия контролирует около трети мирового алмазного рынка, что практически гарантирует надежность ее позиций даже при такой политической турбулентности, которую мы наблюдаем сейчас.


– Растет ли значимость добычи алмазов для мировой экономики?

– Сегодня природные алмазы востребованы в основном ювелирным рынком. Алмазы для нужд промышленности синтезируются искусственно, поскольку современные технологии позволяют выращивать алмазы с заданными свойствами, необходимыми в конкретных производственных задачах.

Для людей, далеких от алмазного рынка, его сравнительно небольшой объем и ориентация в ювелирном направлении могут создавать иллюзию малозначительности, второстепенности. Но это всего лишь иллюзия. История алмазного рынка, его традиции, уровень контактов людей, которые занимают на этом рынке ведущие позиции, показывают, что это не просто товарный рынок. Это некая консультационная панель, клуб, в котором временами обсуждаются проблемы, далеко выходящие за пределы собственно алмазного бизнеса. И принадлежность к такому клубу способна серьезно повлиять на геополитический «вес» страны.

Как справедливо заметил князь Никита Лобанов-Ростовский, долгое время представлявший в СССР интересы компании «Де Бирс»: «Алмаз – магический кристалл, через который удобно рассматривать людей и целые народы». Не следует забывать, что алмаз – это концентрация предельной стоимости в минимальном количестве вещества, что при определенных условиях делает его весьма эффективным не только экономическим, но и политическим инструментом.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (5417) от 16.03.2015.


Комментарии