Либерализация ОСАГО пройдет поэтапно

Планируется, что уже в конце лета будет расширен тарифный коридор по ОСАГО - на 20% «вверх» и на столько же «вниз». Предполагается, что это даст возможность страховщикам более гибко подходить к каждому водителю. Однако автовладельцы опасаются, что последние предпочтут задрать цены.

Либерализация ОСАГО пройдет поэтапно | Иллюстрация Andrei Ch/shutterstock.com

Иллюстрация Andrei Ch/shutterstock.com

Банк России опубликовал на своем сайте проект указания о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения при определении премии.

В первую очередь в проекте предусмотрено расширение тарифного коридора. Если сейчас базовая ставка для легкового автомобиля, принадлежащего физическому лицу, составляет от 3432 до 4118 рублей, то после принятия изменений она составит от 2746 до 4942. Именно в этих пределах страховщики смогут варьировать стоимость полиса по собственному усмотрению.

Минимальная ставка страхового тарифа для мотоциклов, мопедов и легких квадроциклов (категории «А» и «М») составит 694 рубля, максимальная - 1407 рублей. Для транспортных же средств категории «В» и «ВЕ» для физических лиц и индивидуальных предпринимателей минимальная ставка составит 2746 рублей, максимальная - 4942 рубля, для юридических - минимальная будет 2058 рублей, максимальная - 2911 рублей.

Назначенный тариф страховщик обязан опубликовать на сайте своей компании, а также известить о нем Центробанк.

Кроме того, проектом предусмотрено реформирование системы скидок и надбавок за безаварийную езду. Планируется увеличить число коэффициентов, которые учитывают возраст и стаж водителя.

Вместо нынешних 4 их будет 50. Повезет водителям старше 35 лет со стажем управления более 3 лет - для них коэффициент даже понизится. Вместо нынешней единицы он будет равен 0,96. А вот для молодых и неопытных - он вырастет. Так, для водителей 16 - 21 года со стажем до 2 лет вводится коэффициент 1,87. Для водителей с таким же стажем, но старше 22 лет - 1,7. Со стажем от 3 до 6 лет - 1,66. А вот повышающих коэффициентов для возрастных автолюбителей (свыше 60 лет) со стажем 2 года не предусмотрено.

Коэффициент бонус-малус, размер которого зависит от аварийности водителя, будет назначаться один раз в год и станет одним-единственным. Сейчас их у одного водителя может быть несколько.

Например, когда водитель, застрахованный по ОСАГО, вписан в другие полисы автогражданки. Сколько полисов, столько коэффициентов. Это приводит к спорам со страховщиками и иногда необоснованным завышениям стоимости страховки. Когда же коэффициент будет один, то ошибок и злоупотреблений, по задумке реформаторов, станет меньше.

Для юридических лиц этот коэффициент будет присваиваться один на весь автопарк. Сейчас он свой для каждой машины автопарка. Что также приводит к путанице, а зачастую и к мошенничеству со стороны владельца автопарка.

История водителя «обнуляться» не будет. То есть присвоенный коэффициент сохранится за водителем, даже если он год не покупал полис. Сейчас же, если водитель, например, год управлял автомобилем с открытым полисом ОСАГО, то есть без ограничения количества допущенных к управлению, его история «сгорает». И при покупке нового полиса коэффициент его снова равняется единице.

В итоге всех новаций, как подсчитали эксперты, если страховщик назначает максимальный тариф, то цена полиса среднего водителя составит 7 тысяч рублей. Сейчас за него платят 5,8 тысячи. Самый дорогой полис будет стоить 31 тысячу против 24,9 тысячи рублей. Самый дешевый - 1,7 тысячи против 1,5 тысячи сейчас.

Некоторые эксперты считают, что здоровая конкуренция заставит страховщиков придерживаться справедливых тарифов и даже снижать цены. Но многие автовладельцы опасаются что страховщики установят максимально возможные тарифы даже для тех, кто в аварии никогда не попадал. Ведь находят же они способы ограничивать продажу полисов ОСАГО даже после всех мероприятий, которые должны были сделать автогражданку доступной.

И это только первый этап либерализации автогражданки. Второй предусматривает для страховых компаний возможность установки индивидуальных тарифов и дальнейшее расширение тарифного коридора. А третий, когда будут сняты все ограничения, запустят после успешной работы первых двух.

МЕЖДУ ТЕМ

Планируется, что уже 1 сентября камеры ГИБДД в Москве начнут в автоматическом режиме проверять наличие полиса ОСАГО у проезжающих по дорогам автомобилей. А когда система заработает в полную силу (как уверяют эксперты, это произойдет в ноябре-декабре), автомобилисту без полиса будут выписывать штраф в размере 800 рублей за каждый проезд перед камерами.

Обкатав систему в столице, ее будут переносить и в другие регионы.

Материал был опубликован в газете под № 113 (6222) от 27.06.2018 под заголовком «Новичок заплатит больше».

#Россия #ОСАГО #тарифы #автомобиль #полис #страховка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6222) от 27.06.2018.


Комментарии