Номер «восьмикоешный»

В последнее десятилетие в северной столице наблюдается гостиничный бум. Повсеместно в центре бросаются в глаза вывески отелей на любой вкус: от пятизвездных люксов до дешевых «постоялых дворов», где койки стоят в два этажа. Такие называют хостелами. Пик отраслевого развития пришелся на 2008 год, когда в городе было введено более 109 тысяч гостиничных «квадратов» – это свыше 2,1 тысячи номеров. По подсчетам экспертов, в 2014 году в Петербурге появились дополнительно 35,5 тысячи гостиничных квадратных метров (512 номеров). Большая часть из них – отели уровня 3 звезды и хостелы. О том, стоит ли ждать развития рынка гостеприимства в нашем городе и какую роль на питерском рынке недвижимости сыграли хостелы, нашему корреспонденту рассказала вице-президент Ассоциации малых гостиниц Тамара БУЙЛОВА.

Номер «восьмикоешный» | Источник: http://www.location-hostel.ru

Источник: http://www.location-hostel.ru

Вред или польза?

– Тамара Александровна, прежде чем говорить о хостелах как о важной части индустрии гостеприимства, напомним читателям о другой заметной роли подобных объектов для города. Ведь именно хостелы помогли расселить едва ли не больше коммунальных квартир, чем это было сделано за городской счет?

– Действительно, практически все хостелы и мини-отели, расположенные в жилых домах Петербурга, расселяли коммуналки. То есть речь идет как минимум о тысяче таких квартир. У меня есть знакомые отельеры, которые смогли расселить сразу несколько коммуналок. Например, на канале Грибоедова, 35, было расселено две квартиры. Есть удачный пример расселенной коммуналки в Кузнечном переулке. Кстати, в последнем случае владелец хостела за свой счет отремонтировал подъезды, оборудовал в доме систему видеонаблюдения и закрыл парадные на кодовые замки.


– А как реагируют соседи отельеров?

– Они рады. Понимаете, в центре Петербурга почти нет домов без коммуналок. Кроме того, часто в центре города квартиры – инвестиционные. То есть люди покупают их не для того, чтобы там жить самим, а чтобы их сдавать. Иногда в расселенных домах до 50% квартир сдается либо посуточно, либо на длительный срок. Поэтому жильцы к этому привыкли. Проблемы возникают с теми коммуналками, что остались в подъезде, когда гостиница уже начала работать.

Любопытно, но, например, в Москве другая проблема. Исторически там коммуналок почти не было. Но поскольку это столица, там очень много начальников. Вот и получается, что почти любой открывающийся хостел обязательно окажется в том подъезде, где живет какой-нибудь важный чиновник или руководитель.


– Хостелы, расположенные в жилом фонде (а таких большинство), существуют не совсем легально...

– Действительно, сегодня по-прежнему открыт вопрос о том, следует ли считать средствами размещения квартиры или жилые дома, используемые для краткосрочного проживания граждан. Это так называемые квартирные средства размещения – квартирные хостелы, квартирные мини-отели, меблированные комнаты и пр. Они составляют до 80% от общего количества хостелов и мини-отелей хоть в Петербурге, хоть в Москве, хоть в Крыму. И следует ли здесь использовать положения закона о защите прав потребителей и правил оказания гостиничных услуг?

Мы считаем, что использование квартир для краткосрочного проживания граждан в виде мини-отеля или хостела не означает размещение в квартире организации, как это пытаются представить в ряде случаев. Нет никаких причин и для запрета в будущем – эту позицию разделяют и государственные органы.

Так, Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству указывает, что введение запрета на сдачу жилых помещений для проживания на иных основаниях, нежели договор найма или договор аренды, ограничивает права собственника. Эти права закреплены в Жилищном и Гражданском кодексах.


Власть и отельер

– Достаточно ли хостелов в Петербурге?

– Рынок в двух столицах близок к точке насыщения. Поэтому в ближайшее время у нас вряд ли появится много новых хостелов и мини-гостиниц. А вот в регионах потенциал есть.


– Почему хостелы в последние годы росли как на дрожжах?

– Это исключительно рыночное явление: хостелы дали гостям города то, что они хотели: переночевать как можно дешевле. Ведь не все же едут в Петербург кутить: среди постояльцев мини-гостиниц много школьников, приехавших на каникулы, абитуриентов, студентов-заочников, рабочих и тех, кто прибыл на лечение без госпитализации.

В итоге каждый гость нашего города находил гостиницу своей ценовой категории. Даже в сезон можно было переночевать в хостеле за 700 рублей. А в солидной четырех- или пятизвездной гостинице в сезон можно было остановиться в двухместном номере за 9 – 11 тыс. рублей в сутки. Согласитесь, не все путешественники осилят такие траты. Если бы не экономические сложности, рынок петербургских хостелов рос бы на 10 – 15% в год. Пока же, по разным оценкам, в прошлом году мы только на иностранцах потеряли 15 – 30% гостей.


– А ведь еще недавно официальная позиция городских властей относительно хостелов была однозначная: с ними нужно бороться. С чем было связано это неприятие?

– Я бы не сказала, что было какое-то неприятие. Нас поддерживала городская администрация и прежде, и сейчас. Более того, в отличие от многих городов России петербургские отельеры получали помощь городских властей. Возможно, иногда властям казалось, что малых отелей слишком много. Но, как только в Петербурге готовилось какое-то крупное событие, мест в гостиницах не хватало.

Есть и другая сторона проблемы. Например, в центре строится новая гостиница. Нередко это сопровождается скандалами: снесли историческое здание, что-то недоделали и пр. В итоге территория недостроенных гостиниц зарастает бурьяном. Поэтому, возможно, хостелы и мини-отели – эффективное решение именно для исторического мегаполиса, которым является Петербург.


– С 1 января вступил в силу национальный стандарт «Услуги средств размещения. Требования к хостелам». Зачем он нужен?

– Этот документ разработан инициативной группой общественных организаций и ВНИИ сертификации. В стандарте впервые официально закреплено понятие «хостел». Документ был принят в рекордные сроки – всего лишь за год. Он содержит минимальные требования к хостелам, в том числе к стандартам безопасности и санитарии.


– Отельеры выступают за отдельный федеральный закон, регулирующий их деятельность. Зачем он нужен, если можно внести изменения в действующий 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»?

– Потому что действующее законодательство не отражает современных реалий. При этом Госдума приняла в первом чтении законопроект об усилении ответственности участников рынка туризма и правовой защиты туристов, выезжающих за пределы России. Авторы законопроекта считают, что изменения помогут защитить интересы потребителей туристских услуг. Но мы полагаем, что даже с учетом принимаемых изменений закон не предлагает адекватного правового регулирования в отрасли. Ведь он регулирует главным образом деятельность туроператоров и турагентов.

Однако сегодня так называемый организованный туризм замещается самостоятельным, и основными действующими лицами в отношениях с потребителем являются уже не туроператоры и турагенты, а компании по бронированию, средства размещения, экскурсоводы и, конечно же, сами отели.


КСТАТИ

По данным ассоциации «Межрегиональное объединение развития индустрии хостелов», в России работает около 5 тысяч подобных объектов. Речь идет о хостелах (на них приходится четверть рынка) и мини-отелях с номерным фондом не более 50 комнат. Половина таких гостиниц расположена в столицах. В Петербурге работает более 1,2 тысячи хостелов и мини-отелей (около трети всего номерного фонда города).



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (5414) от 11.03.2015.


Комментарии