Ноль - единица - ноль

«Круглый стол» в Ассоциации банков Северо-Запада (АБСЗ) был посвящен «уходу» банкиров в Интернет, трансформации клиентского обслуживания, его переходу на онлайн-режим. Все это требует уникальных IT-решений, способных удовлетворить требованиям современных банковских служащих. И, конечно, нужно помнить о безопасности виртуальных транзакций. Не случайно мероприятие было организовано совместно с профильными интернет-порталами ttfinance.ru и spbIT.ru.

Ноль - единица - ноль | Онлайн-банкинг поможет вам оплатить счета и перевести деньги, даже если вы застряли где-нибудь в глуши, в лесу, на даче. Главное - чтобы с вами был беспроводной Интернет. ФОТО Валерия МАТИЦЫНА/ТАСС

Онлайн-банкинг поможет вам оплатить счета и перевести деньги, даже если вы застряли где-нибудь в глуши, в лесу, на даче. Главное - чтобы с вами был беспроводной Интернет. ФОТО Валерия МАТИЦЫНА/ТАСС

Петербург и Ленинградская область - среди лидеров по цифровым технологиям в банковской сфере в России. В северной столице более продвинутым по части виртуальной банковской реальности стал Васильевский остров. Это и понятно: там находятся СПбГУ, Горный институт и множество других учебных заведений. В Ленобласти выделяется город Сосновый Бор, где расположены ЛАЭС и ряд других организаций атомного профиля.

Президент АБСЗ Владимир Джикович предположил, что в далеком будущем банков в привычном формате не будет. «Раньше банки занимали самые престижные здания, вкладывались в оформление, - сказал он. - Все это создавало у клиентов впечатление надежности, солидности финансовых учреждений. Сейчас в наш мир пришли высокие технологии, сегодня деньги - это информационные потоки. У банка ХХI века может вовсе не быть классического офиса. Главное - установить компьютер в защищенном подвале, чтобы надежно уберечь данные. Ну и дублирование этой информации».

Главный редактор портала spbIT.ru Александр Янкевич заметил, что соотношение сил лидеров финансового рынка онлайн (то есть в Интернете) не сильно отличается от того, что сложилось офлайн (в реальном мире).

Финансисты продвигают новые услуги, которые быстро становятся привычными у широкого круга клиентов. Когда внедряются электронные сервисы, банки выигрывают, снижая себестоимость технологического процесса почти в 50 раз по сравнению с классическими, считают эксперты. Но дело не только в экономии на аренде помещений, зарплате клерков. Попутно продвигаются новые, выгодные банку, услуги.

«Контроль за личными финансами стал приживаться только благодаря интернет-банкингу», - считает Александр Янкевич.

Эта технология уже прошлась победным маршем по миру. В результате в 2007 - 2015 гг. в странах Евросоюза проникновение интернет-банкинга выросло почти в 1,5 раза (до 46% транзакций). В отдельных странах Азии показатель и вовсе достиг фантастических 95%. В России же - всего 39%.

Согласно последнему исследованию компании Markswebb Rank & Report, 64,5% российских интернет-пользователей (35,3 млн человек) в возрасте от 18 до 64 лет распоряжаются своими финансами через интернет-банкинг. Только за 2015 год в России количество пользователей данной услуги возросло на 51% по сравнению с аналогичным показателем 2014 г.

За что же платят петербуржцы и жители СЗФО через банковские онлайн-сервисы? Например, в Северо-Западном региональном центре Райффайзенбанка самые популярные транзакции в онлайн-банке - оплата услуг (45% от общего количества транзакций), внутренние рублевые переводы между своими счетами и картами (16%), межкарточные переводы (18%), внешние рублевые переводы (12%) и обмен валют (6%). Примерно такое же распределение и у других наших банков.

Пресс-секретарь банка ВТБ24 по СЗФО Иван Макаров заметил, что помимо технологического прогресса (а это не только банковские технологии, но и новые стандарты связи) очень важны требования регулятора. Пока в кабинеты Центробанка не придет поколение, которое выросло на интернет-платежах, революции не будет.

«Технически возможно по отпечатку пальца идентифицировать человека, но, если Банк России требует для открытия счета ему прибыть лично, от офисов банк отказаться не сможет. Хотя, несмотря на все запреты, криминал находит точки уязвимости, вплоть до того что уже осужденные преступники управляют счетами из мест не столь отдаленных», - предупредил Макаров.

Руководитель кредитно-кассового офиса «Санкт-Петербург - Пионерский» АО «Альфа-Банк» Наталия Логинова поделилась собственным прогнозом: «Закрываться отделения не будут. Потому что банки работают для разных клиентов. К нам приходят не только те, кто может обслуживаться удаленно, но и те, кто без консультантов не может совершить простые операции».

Конечно, молодежь более продвинута. Для нового поколения всегда важно быть на связи, в том числе со своими деньгами. Все больше россиян активно пользуются интернет-каналами. Доля продвинутых пользователей растет. Сейчас больше половины клиентов платят через Интернет, прежде всего штрафы, а также за услуги связи.

Эксперты сошлись во мнении, что в обозримой перспективе банки будут развивать технологию биометрической идентификации клиента. «Пока использование биометрии - дорогое удовольствие, но через 3 - 5 лет эта технология может быть реализована многими игроками финансового рынка. Кроме того, есть надежда, что в скором времени все дисконтные и бонусные карты можно будет оцифровать и, расплачиваясь в магазинах, использовать только смартфон», - резюмировала замдиректора Северо-Запалного центра Райффайзен-банка Дарина Хохлушина.

Ведущий эксперт компании BSS (филиал ООО «БСС» в г. Санкт-Петербурге) Алексей Сень полагает, что важный процесс банковской эволюции - перетекание денежных потоков к мобильным операторам. «С точки зрения программного обеспечения нет разницы в обслуживании операций банков и компаний связи. Клиенту все равно: управлять своим счетом с компьютера или смартфона», - сказал Сень.

Его коллега, эксперт той же компании Алексей Лиукконен заметил, что на рынок компьютерных приложений оказывает влияние общий процесс сокращения числа банков. «Сейчас востребованы сервисы, работающие на основе данных по счетам из разных банков, информация консолидируется. Клиент сможет выполнять похожие или те же операции, заходя через разные интерфейсы», - уточнил он.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (5822) от 02.11.2016.


Комментарии