Главная городская газета

Невский «раздевается»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

«Слоеный НДС» или два процента с сюрпризом

Правительство России приняло решение увеличить налог с 18 до 20%. Чем же это обернется для потребителей? Читать полностью

Как рождаются «Лидер» и гиганты

Крыловский научный центр испытывает ледоколы будущего. За процессом наблюдал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Строка в работу: в Петербурге появится гимн промышленности

В промышленной сфере Петербурга немало интересных новостей. В двух словах о насущном - в нашем материале. Читать полностью

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью
Невский «раздевается» |  Главная улица теряет фасон.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Главная улица теряет фасон.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В последнее время горожане из-за сокращения личных бюджетов стали игнорировать магазины одежды, оставляя обновление гардероба до лучших времен. В ответ многие популярные бренды, так и не дождавшись своих покупателей, начали покидать рынок северной столицы, который переживает сейчас значительную трансформацию. Что же ждет петербургских модников, когда они все-таки вернутся в магазины?

Индустриальный тупик

По наблюдениям экспертов, на изменения, происходящие на рынке одежды, потребитель пока не реагирует, так как озабочен распределением бюджета на товары первой необходимости.

– Естественно, что человек в первую очередь купит продукты, лекарства и только потом отправится за новыми платьями, особенно если учесть, что платяные шкафы сейчас у всех ломятся, – комментирует ситуацию исполнительный директор учебно-консалтингового центра для швейного сегмента производства «Стилон» Евгения Кривошеина. – Потребитель испытывает чувство пресыщения, а рынок текстильной продукции перенасыщен. Накал интереса к новым вещам прошел. И это притом что мода сегодня нивелирована. Сказать, что «эта вещь модная, а эта нет», практически невозможно. Если в прошлом веке коллекции 60-х кардинально отличались от коллекций 70-х (менялись геометрия, пропорции, ритм), то сейчас такой остроты морального старения вещей нет. И именно этим можно объяснить наметившийся в отрасли индустриальный тупик.

По мнению эксперта, сложности продаж сегодня в основном сводятся к тому, чтобы заставить человека купить что-нибудь ненужное. И если бы вещи (особенно современные) не имели тенденцию к физическому старению, потребители заглядывали бы в магазины одежды еще реже.


Цены выше,
ассортимент пожиже

При этом отечественный рынок одежды переживает период трансформации. С конца прошлого года значительно снизились поставки брендовой одежды из Европы – прежде всего это касается предложений среднего ценового сегмента. Полюбившиеся отечественным модникам вывески New Look, River Island (Британия), Seppala (Финляндия) и многие другие постепенно исчезают из магазинов на центральных магистралях. По мнению экспертов, такая участь постигает прежде всего иностранные бренды, торговая сеть которых не превышает 30 магазинов. Те игроки рынка, у которых есть ресурсы, чтобы удержаться на плаву, закрывают неэффективные торговые объекты, уходят из центра города в более демократичные с точки зрения арендных ставок места.

Подтверждение этому – постепенно «раздевающийся» Невский проспект. Кстати, в мае здесь произошло очередное знаковое закрытие – главную улицу северной столицы покинул один из магазинов Zara (Испания). Ну и, конечно, ритейлеры уменьшили закупки весенне-летних коллекций одежды. В среднем это сокращение по сравнению с прошлым годом составляет 20 – 30%. Естественно, что и цены на новые коллекции покупателей не вдохновляют.

– Интересно, что ситуация с европейской одеждой классов премиум и люкс более устойчивая, чем в среднем и массовом сегментах рынка, – успокаивает более состоятельных шопоголиков президент Российского союза производителей одежды Светлана Беляева. – С нашего рынка эти элитные вещи никуда не денутся. Правда, доступны они станут не всем из-за очень высоких цен. Ну а в сегменте масс-маркет по-прежнему будет актуальна тема фальсификатов и подделок. Не секрет, что на российском рынке 50% продукции текстильной и легкой промышленности произведено или завезено незаконным образом. Несмотря на то что в нашей стране наказание за контрафакт существует, практически этот механизм не работает. Яркий пример – сомнительный ассортимент рынка «Апраксин двор». С этой точки зрения хочется порекомендовать потребителям быть внимательнее при оценке стоимости товаров в соотношении с их качеством.


Борьба за каждый стежок

Ситуация с импортной продукцией понятна. А что же с импортозамещением?

С одной стороны, сегодня у российских производителей появился шанс заявить о себе и заполнить полки магазинов платьями и кофточками отечественного производства. К слову, в Петербурге сейчас сосредоточено более 7% предприятий текстильной промышленности России – это около 1400 предприятий (включая индивидуальных предпринимателей). Но все не так просто, как кажется на первый взгляд.

— Одна из самых ощутимых проблем отечественной текстильной промышленности – отсутствие сырьевой базы, – констатирует Евгения Кривошеина. – Практически все ткани, фурнитура и швейное оборудование, на котором работают наши предприятия, это импорт. Естественно, что в нынешних экономических условиях затраты на все это возрастают, что осложняется несовершенством налоговой системы и недостаточной банковской поддержкой отрасли. Как результат – рост себестоимости продукции. Чтобы выжить, многие производства вынуждены уходить в «тень». Конечно, мы надеемся, что в перспективе будут какие-то сдвиги, но пока приходится отвоевывать каждый стежок.

Эксперт привела такой пример. Для подготовки квалифицированных рабочих в этой отрасли губернатор поставил задачу создать учебный центр мастеров швейного производства. Уж чего, казалось, проще – выделили финансирование, помещение, есть программы и преподаватели... Но уже три месяца дальше разговоров дело не идет.

— Мы вынуждены блуждать между комитетами, чтобы понять, какой из них имеет полномочия в решении данного вопроса, – не скрывает эмоций Евгения Кривошеина, участвующая в создании учебного центра. – И это притом что кадры нам сейчас нужны как воздух. Ведь сегодня средний возраст швеи – предпенсионный.

Более того, сложилось устойчивое общественное мнение, что изделия отечественного производства по сравнению с импортом – это «отстой». Не случайно наши производители стараются мимикрировать под иностранные бренды, стесняясь называть свою действительно качественную продукцию по-русски.


Будет жизнь – будут и наряды

Еще одна проблема российских швейников – это несовершенная структура сбыта. Мелкие объемы производства повышают себестоимость, а больших объемов у наших предприятий нет, потому что каждое из них вынуждено сотрудничать с мелкими торговыми компаниями, порой опускаясь до розницы через интернет-магазины. Кроме того, производители по многим причинам очень далеки от народа. В большинстве случаев об их существовании потребители элементарно не знают. Это связано в том числе и с тем, что у отечественных производителей одежды ограничен доступ к таким популярным форматам ритейла, как торговый центр.

– Мы категорически не работаем с торговыми центрами, поскольку они изначально предлагают слишком унизительные и неподъемные для нас условия, – говорит генеральный директор петербургского модного дома «Незнакомка» Лидия Дорошенко.

А ведь это крупное предприятие, которое присутствует на рынке Петербурга уже 14 лет. Текстильную женскую одежду бренда можно найти в нескольких фирменных магазинах. У «Незнакомки» есть постоянные покупатели, которых с каждым годом становится больше. Но даже при таких условиях массовый потребитель о существовании предприятия не знает. Что уж там говорить о менее крупных питерских швейных производствах, которые в большинстве случаев вынуждены работать как ателье.

– Продукцию этих предприятий можно увидеть на городских специализированных выставках, но, к сожалению, они проводятся два раза в год по три дня – это очень мало, – сетует Евгения Кривошеина. – Сейчас на государственном уровне решается вопрос о том, чтобы потребитель мог иметь выход на своего производителя. В связи с этим сегодня стоит вопрос о создании в Петербурге единой постоянно действующей площадки с подиумом, со специализированными мероприятиями, где местные производители могли бы демонстрировать свои изделия. Тем более что уровень их качества выше, чем у производителей других российских городов.

Несмотря на все сложности, эксперт не теряет оптимизма. По словам Евгении Кривошеиной, даже в тяжелые 1990-е годы люди начали шить и продавать «на пустом месте». Так и сегодня: возможно, случится спад, но предприятия не перестанут производить, а люди не перестанут покупать. Будет жизнь – будут и наряды.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook