Невский «раздевается»

В последнее время горожане из-за сокращения личных бюджетов стали игнорировать магазины одежды, оставляя обновление гардероба до лучших времен. В ответ многие популярные бренды, так и не дождавшись своих покупателей, начали покидать рынок северной столицы, который переживает сейчас значительную трансформацию. Что же ждет петербургских модников, когда они все-таки вернутся в магазины?

Невский «раздевается» |  Главная улица теряет фасон.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Главная улица теряет фасон.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Индустриальный тупик

По наблюдениям экспертов, на изменения, происходящие на рынке одежды, потребитель пока не реагирует, так как озабочен распределением бюджета на товары первой необходимости.

– Естественно, что человек в первую очередь купит продукты, лекарства и только потом отправится за новыми платьями, особенно если учесть, что платяные шкафы сейчас у всех ломятся, – комментирует ситуацию исполнительный директор учебно-консалтингового центра для швейного сегмента производства «Стилон» Евгения Кривошеина. – Потребитель испытывает чувство пресыщения, а рынок текстильной продукции перенасыщен. Накал интереса к новым вещам прошел. И это притом что мода сегодня нивелирована. Сказать, что «эта вещь модная, а эта нет», практически невозможно. Если в прошлом веке коллекции 60-х кардинально отличались от коллекций 70-х (менялись геометрия, пропорции, ритм), то сейчас такой остроты морального старения вещей нет. И именно этим можно объяснить наметившийся в отрасли индустриальный тупик.

По мнению эксперта, сложности продаж сегодня в основном сводятся к тому, чтобы заставить человека купить что-нибудь ненужное. И если бы вещи (особенно современные) не имели тенденцию к физическому старению, потребители заглядывали бы в магазины одежды еще реже.


Цены выше,
ассортимент пожиже

При этом отечественный рынок одежды переживает период трансформации. С конца прошлого года значительно снизились поставки брендовой одежды из Европы – прежде всего это касается предложений среднего ценового сегмента. Полюбившиеся отечественным модникам вывески New Look, River Island (Британия), Seppala (Финляндия) и многие другие постепенно исчезают из магазинов на центральных магистралях. По мнению экспертов, такая участь постигает прежде всего иностранные бренды, торговая сеть которых не превышает 30 магазинов. Те игроки рынка, у которых есть ресурсы, чтобы удержаться на плаву, закрывают неэффективные торговые объекты, уходят из центра города в более демократичные с точки зрения арендных ставок места.

Подтверждение этому – постепенно «раздевающийся» Невский проспект. Кстати, в мае здесь произошло очередное знаковое закрытие – главную улицу северной столицы покинул один из магазинов Zara (Испания). Ну и, конечно, ритейлеры уменьшили закупки весенне-летних коллекций одежды. В среднем это сокращение по сравнению с прошлым годом составляет 20 – 30%. Естественно, что и цены на новые коллекции покупателей не вдохновляют.

– Интересно, что ситуация с европейской одеждой классов премиум и люкс более устойчивая, чем в среднем и массовом сегментах рынка, – успокаивает более состоятельных шопоголиков президент Российского союза производителей одежды Светлана Беляева. – С нашего рынка эти элитные вещи никуда не денутся. Правда, доступны они станут не всем из-за очень высоких цен. Ну а в сегменте масс-маркет по-прежнему будет актуальна тема фальсификатов и подделок. Не секрет, что на российском рынке 50% продукции текстильной и легкой промышленности произведено или завезено незаконным образом. Несмотря на то что в нашей стране наказание за контрафакт существует, практически этот механизм не работает. Яркий пример – сомнительный ассортимент рынка «Апраксин двор». С этой точки зрения хочется порекомендовать потребителям быть внимательнее при оценке стоимости товаров в соотношении с их качеством.


Борьба за каждый стежок

Ситуация с импортной продукцией понятна. А что же с импортозамещением?

С одной стороны, сегодня у российских производителей появился шанс заявить о себе и заполнить полки магазинов платьями и кофточками отечественного производства. К слову, в Петербурге сейчас сосредоточено более 7% предприятий текстильной промышленности России – это около 1400 предприятий (включая индивидуальных предпринимателей). Но все не так просто, как кажется на первый взгляд.

— Одна из самых ощутимых проблем отечественной текстильной промышленности – отсутствие сырьевой базы, – констатирует Евгения Кривошеина. – Практически все ткани, фурнитура и швейное оборудование, на котором работают наши предприятия, это импорт. Естественно, что в нынешних экономических условиях затраты на все это возрастают, что осложняется несовершенством налоговой системы и недостаточной банковской поддержкой отрасли. Как результат – рост себестоимости продукции. Чтобы выжить, многие производства вынуждены уходить в «тень». Конечно, мы надеемся, что в перспективе будут какие-то сдвиги, но пока приходится отвоевывать каждый стежок.

Эксперт привела такой пример. Для подготовки квалифицированных рабочих в этой отрасли губернатор поставил задачу создать учебный центр мастеров швейного производства. Уж чего, казалось, проще – выделили финансирование, помещение, есть программы и преподаватели... Но уже три месяца дальше разговоров дело не идет.

— Мы вынуждены блуждать между комитетами, чтобы понять, какой из них имеет полномочия в решении данного вопроса, – не скрывает эмоций Евгения Кривошеина, участвующая в создании учебного центра. – И это притом что кадры нам сейчас нужны как воздух. Ведь сегодня средний возраст швеи – предпенсионный.

Более того, сложилось устойчивое общественное мнение, что изделия отечественного производства по сравнению с импортом – это «отстой». Не случайно наши производители стараются мимикрировать под иностранные бренды, стесняясь называть свою действительно качественную продукцию по-русски.


Будет жизнь – будут и наряды

Еще одна проблема российских швейников – это несовершенная структура сбыта. Мелкие объемы производства повышают себестоимость, а больших объемов у наших предприятий нет, потому что каждое из них вынуждено сотрудничать с мелкими торговыми компаниями, порой опускаясь до розницы через интернет-магазины. Кроме того, производители по многим причинам очень далеки от народа. В большинстве случаев об их существовании потребители элементарно не знают. Это связано в том числе и с тем, что у отечественных производителей одежды ограничен доступ к таким популярным форматам ритейла, как торговый центр.

– Мы категорически не работаем с торговыми центрами, поскольку они изначально предлагают слишком унизительные и неподъемные для нас условия, – говорит генеральный директор петербургского модного дома «Незнакомка» Лидия Дорошенко.

А ведь это крупное предприятие, которое присутствует на рынке Петербурга уже 14 лет. Текстильную женскую одежду бренда можно найти в нескольких фирменных магазинах. У «Незнакомки» есть постоянные покупатели, которых с каждым годом становится больше. Но даже при таких условиях массовый потребитель о существовании предприятия не знает. Что уж там говорить о менее крупных питерских швейных производствах, которые в большинстве случаев вынуждены работать как ателье.

– Продукцию этих предприятий можно увидеть на городских специализированных выставках, но, к сожалению, они проводятся два раза в год по три дня – это очень мало, – сетует Евгения Кривошеина. – Сейчас на государственном уровне решается вопрос о том, чтобы потребитель мог иметь выход на своего производителя. В связи с этим сегодня стоит вопрос о создании в Петербурге единой постоянно действующей площадки с подиумом, со специализированными мероприятиями, где местные производители могли бы демонстрировать свои изделия. Тем более что уровень их качества выше, чем у производителей других российских городов.

Несмотря на все сложности, эксперт не теряет оптимизма. По словам Евгении Кривошеиной, даже в тяжелые 1990-е годы люди начали шить и продавать «на пустом месте». Так и сегодня: возможно, случится спад, но предприятия не перестанут производить, а люди не перестанут покупать. Будет жизнь – будут и наряды.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5474) от 08.06.2015.


Комментарии