Неоплатный счет за «Оскар»

В Лос-Анджелесе прошла 88-я церемония вручения премии «Оскар». Как уже знают наши читатели, в списке номинантов значился и короткометражный мультфильм «Мы не можем жить без космоса» петербургского режиссера Константина Бронзита. За торжественной картинкой праздника остался ряд экономических вопросов, касающихся всей российской мультипликации. Например, во сколько обошлось создание этого произведения его авторам, выгодно ли участвовать в подобных мероприятиях российским кинематографистам и какую роль во всей этой истории играет государство.

Неоплатный счет за «Оскар» | ФОТО bogadeva1983/shutterstock.com

ФОТО bogadeva1983/shutterstock.com

Много шума и... ничего

Бюджет 15-минутного анимационного фильма «Мы не можем жить без космоса» составил 8 млн рублей. Для сравнения: смета хорошего американского мультфильма той же продолжительности – 100 – 150 млн долларов. Но такое сочетание сумм в России бизнесменов и чиновников не волнует: захотите снимать за копейки – снимете! В итоге благодаря упорству продюсеров петербургской студии «Мельница» деньги были найдены, и спустя четыре с половиной года фильм появился на свет.

Но съемка картины это полдела. А дело – это вывести ее «в люди»: на экраны и красную дорожку фестивалей. Средства на продвижение мультфильма в направлении «Оскара» режиссер собирал, как говорится, с протянутой рукой.

«Одной лишь рекламой заставить членов Академии кинематографических искусств и наук проголосовать за картину невозможно, – сказал продюсер фильма генеральный директор студии «Мельница» Александр Боярский. – Сложно вычислить, какая часть средств, затраченных на рекламу, действительно рентабельна. Но при этом все мировые киностудии тратят на продвижение своих картин миллионы долларов».

Каждому члену американской академии, которых по всему миру насчитывается 6 тысяч, идет рассылка копий фильмов, участвующих в конкурсе. Лично Бронзит, будучи членом академии, получил на свой адрес рассылку от «Пиксара» с приглашением посмотреть их фильм, являющийся основным конкурентом российского претендента на «Оскар». Стоимость такой рассылки – 15 тысяч долларов. Естественно, что российский мультфильм никто никому не рассылал.

Но даже когда фильм «Мы не можем жить без космоса» был замечен на международном уровне и включен в список номинантов на «Оскар», у государства не нашлось денег хотя бы на то, чтобы профинансировать промоушен-тур уже готового и раскрученного проекта. Заметим: проекта, представляющего Россию на самой престижной киноцеремонии мира.

Пиар-гастроль

«Промоушен-тур – это организованный показ фильма киноакадемикам на известных студиях «Пиксар», «Дисней», «Дримворкс», «Сони Интертеймент», – объяснил Бронзит. – Практика показывает, что именно этот этап продвижения сказывается в финальном туре голосования».

Петербургский режиссер сделал все возможное и невозможное, чтобы найти средства для представления своей работы. Пребывание на церемонии вручения «Оскара» Бронзит оплачивал за свой счет.

Похожая ситуация уже была в истории российского кинематографа. Речь идет о режиссере Александре Петрове, анимационный проект которого «Старик и море» также не поддержало Министерство культуры РФ. В результате режиссер уехал в Канаду и сделал свой фильм на канадско-японские деньги. Но почему-то сегодня мы гордо утверждаем, что у России есть «Оскар» за анимацию. Хотя, если рассудить здраво, этот «Оскар» принадлежит не России, а Канаде и лично Александру Петрову.

Невидимые миллионы

Но мир не без добрых людей. И петербургскому режиссеру с его «космосом» все-таки помогли. В числе помощников – СМИ, которые подняли шум по поводу его фильма, частные спонсоры и неравнодушные коллеги по цеху. Откликнулась руководитель Роскино Екатерина Мцитуридзе, которая поспособствовала, чтобы авиакомпания стала спонсором перелета творческой команды кинопроекта из Санкт-Петербурга в Лос-Анджелес и обратно.

Наконец-то обратили внимание на проблему и депутаты Госдумы: зампред думского Комитета по культуре Елена Драпеко планирует обсудить возможность господдержки российских фильмов, номинированных на мировые премии.

Пока режиссер летел через океан, министр культуры РФ Владимир Мединский прокомментировал слова режиссера следующим образом: «Проект «Мы не можем жить без космоса» был профинансирован осенью 2012 года. Сумма господдержки составила 5 млн рублей».

Сама по себе премия «Оскар» денежного эквивалента не имеет. Себестоимость заветного «золотого рыцаря» не превышает нескольких сотен долларов.

«Конечно, механизм возврата средств, затраченных на фильм, включился после того, как наша картина была номинирована на «Оскар», – резюмировал Александр Боярский. – Другое дело, что подобные авторские проекты не являются коммерческими и ждать от них окупаемости не стоит. Их основное предназначение – это имидж страны, которую представляет кинопродукт».


КСТАТИ

2016-й объявлен Годом российского кино. В рамках этой программы для поддержки отечественных киностудий из федерального бюджета планируется направить 6,12 млрд рублей (по текущему курсу – это 83 млн долларов).

Средний бюджет короткометражных мультфильмов, представленных на «Оскаре» в этом году, составлял 17 – 20 млн долларов. Лучший анимационный полнометражный мультфильм 2016 года «Головоломка» стоил продюсерам 175 млн долларов. Столько же было потрачено на его рекламную кампанию.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (5659) от 14.03.2016.


Комментарии