Негоцианты XXI века

Мир стоит на пороге невиданных перемен. Это видно по всему: от прогресса электроники до желания крупнейших держав переделить сферы глобального влияния, установившиеся после Второй мировой войны. Недавно мы рассказывали о Тихоокеанском экономическом партнерстве, созданном США и 11 странами Америки, Азии и Австралии. Сегодня на повестке дня – симметричное относительно Штатов объединение, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП). Помимо США в него войдет только Евросоюз.

Негоцианты XXI века  | ФОТО Ohmega1982/shutterstock.com

ФОТО Ohmega1982/shutterstock.com

Замысел таков: вместить в единую торговую зону более половины мирового ВВП, треть глобального импорта-экспорта и свыше 40% рынка услуг планеты. По сути, два торговых союза – тихоокеанский и трансатлантический – станут законодателями экономической моды на планете. За скобками, правда, остается вопрос, зачем тогда будут нужны «старорежимные» организации типа ВТО и как себя должны вести страны БРИКС, которых ни в один из этих союзов не пригласили.

С Тихоокеанским партнерством все более-менее ясно: оно собрало страны с разным экономическим потенциалом. Например, американский ВВП превышает масштабы народного хозяйства Брунея в 87 раз. В этом партнерстве есть лидеры прогресса, но туда приглашены и сырьевые развивающиеся страны с дешевой рабсилой. Значит, у инвесторов возникнет интерес переместить туда массовое производство, а готовая продукция будет стандартизирована по нормам США и не будет облагаться дополнительными пошлинами.

Трансатлантическое партнерство – большая загадка. Есть ли смысл сливать в единую торговую зону двух крупнейших производителей услуг и технологий – США и Евросоюз? Если бы гипотетически ЕС предложил торговую дружбу России, интерес к ней был бы понятен. Объединенная Европа покупает наши энергоносители, металлы и сырье на сумму, сопоставимую с внешнеторговым оборотом ЕС с Китаем. А это где-то 500 млрд долларов в год.

Рынок нашей страны интересен Евросоюзу, во-первых, для инвестиций в инфраструктуру; во-вторых, для продвижения своих технологий в станко- и машиностроении, переработку мусора, деревообработку и энергетику. Подчеркнем: идея российско-европейского союза чисто теоретическая, она нужна для сравнения с моделью ТТИП.

Сторонники американо-европейского «ВТО» полагают, что трансатлантическое партнерство позволит увеличить экспорт автомобилей на 41%, изделий из металла – на 12%, продуктов питания – на 9%. Это, по расчетам европейских экспертов, к 2027-му ежегодно даст ЕС до 119 млрд евро, а США – до 95 млрд евро. Трансатлантические интеграторы обещают каждой европейской семье по 545 евро дополнительного дохода в год, американской – 655 евро. Повторим, речь идет о 12-летней перспективе.

Но чем же будут торговать американцы с европейцами? У каждого – свой интерес в той или иной сфере.

Сфера первая – аграрная. США – один из крупнейших сельхозпроизводителей мира. Не секрет, что себестоимость американского продовольствия ниже европейского. Сказывается масштаб отрасли, развитие агрокультуры, господдержка и многое другое. Евросоюз может рассматриваться агрохолдингами США как существенный рынок сбыта. Речь идет в том числе и о продуктах с использованием генной инженерии, гидропоники и новых гибридных сортов.

Европейцы опасаются прежде всего за свой аграрный сектор. Во многих странах Старого Света он убыточен и дотируется из бюджета, при этом свои продукты гражданам ЕС нравятся больше заокеанских. На передовой защиты своих гастрономических пристрастий – Франция, до сих пор считающая себя аграрной страной. Когда Еврокомиссия запретила торговать «живым» сыром, французы добились права выпускать «вонючий» сыр дома и продавать его внутри страны. Фермерская модель уступает крупному бизнесу по себестоимости продуктов, но многочисленные туристы покупают именно «спесьялите де ля мезон», а не сосиски в вакуумной упаковке.

Сфера вторая – автомобилестроение. Американцы любят европейские модели, но хотят больше продавать в ЕС свои. Если таможенные барьеры будут сняты, на рынок Старого Света хлынет заокеанский автопоток, что сделает нерентабельной сборку американских машин в самой Западной Европе. Учитывая, что «большая тройка» автоконцернов США владеет львиной долей европейских марок, экспансия заокеанских машин поставит под вопрос существование и традиционных автозаводов. Выиграть могут игроки премиум-сегмента, в основном немецкие.

Сфера третья – промоборудование. Отчего же тогда 43% немцев, по данным социологов, считают, что договор ТТИП – это «плохо», и только 30% уверены, что «хорошо»? Вероятно, они понимают, что не «Мерседесом» единым жива промышленность Германии. Эта страна, кстати, умудряется активно продавать свое оборудование и технику даже в Китай, успешно доказывая, что дешевое не значит качественное. В корпоративном сегменте, где принято учитывать стоимость жизненного цикла аппаратов, а не их начальную цену, европейская техника пользуется уважением.

Сфера четвертая – инвестиционная. Битва за чужие деньги изначально заложена в названии Трансатлантического партнерства: оно не только торговое, но еще и инвестиционное.

Американской техники на мировом рынке не меньше, чем европейской. Не получится ли так, что после снятия торговых барьеров и пошлин европейские предприниматели перенесут высокотехнологичные производства в США, где больше рынок? Вполне реально, а значит, вместе с фирмами за океан из Старого Света уедут работать специалисты – зарплаты в Америке выше.

Не случайно 53% американцев «за» и только 20% «против» Трансатлантического партнерства. Массовой трудовой миграции из ЕС в США ждать не стоит, а вот инвестиции в реальный сектор и высокие технологии Новому Свету не помешали бы.

Впрочем, все вышеперечисленное открывает лишь верхний пласт проблем трансатлантической интеграции. Не ясно, что же на самом деле даст домохозяйствам 500 – 600 евро дополнительного дохода в год. На обмене примерно одинакового товара по сопоставимым ценам злата не наживешь. Вряд ли этого не понимают аналитики Вашингтона и Брюсселя.

Значит, механизм получения прибыли «негоциантами XXI века» находится где-то за пределами стран-партнеров. Предложим вариант: Африка. Практически неосвоенный континент с миллиардным населением, где люди даже в нашем веке готовы работать за «миску риса». Где в большинстве областей нет дорог, предприятий, современной техники и нормального жилья. Зато много полезных ископаемых и потенциальных сельхозугодий. Местные не умеют получать на этой земле хороший урожай – так европейцы и американцы их научат, не забыв и о своем интересе.

В ближайшие 50 лет именно Африка станет объектом глобальной торговой конкуренции. Сейчас основными ее участниками являются Америка и Китай, но уже в ближайшие годы на место одной страны – США – придет удвоенная бизнес-махина Трансатлантического и Тихоокеанского партнерств. И вот тогда-то, как англичане в викторианскую эпоху, жители Старого и Нового Света получат свои 500 евро.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (5586) от 13.11.2015.


Комментарии