Нефть бюджету не указ

Власти готовятся принять сразу два судьбоносных документа, касающихся городской казны: корректировку бюджета 2015 года и бюджет на 2016-й и плановый период 2017 и 2018 гг. Правительство города рассмотрит проект бюджета на трехлетку 6 октября, а корректировку текущей казны изучит 13 октября. После этого законопроекты отправятся в городской парламент.

Нефть бюджету не указ  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Трехлетнее видение

Сперва расскажем о проекте бюджета будущей трехлетки. Да-да, в то время как федеральный центр отказался от трехлетнего планирования казны, Петербург остается верен традиции. Впрочем, не в ней дело.

«Наш город не так сильно зависит от нефти, как страна в целом, – пояснил глава комитета финансов Алексей Корабельников. – В следующем году мы ожидаем роста отчислений по налогу на доходы физических лиц, при этом в большинстве других регионов поступления по НДФЛ снижаются».

По данным Петростата, в январе – августе в налоговую систему страны от налогоплательщиков поступило податей на общую сумму 491 млрд рублей (из них в городскую казну – 245 миллиардов). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общие налоговые сборы выросли на 12,8%, а «городская часть» – на 8,6%.

Действительно, НДФЛ является крупнейшим источником пополнения петербургской казны (причем 100% сборов по нему идут в наш бюджет). За первые восемь месяцев года нынешнего «подоходный налог» дал городу почти 115 миллиардов рублей – на 12,4% больше, чем год назад. Второй по значимости для северной столицы налог – на прибыль предприятий и организаций – в январе – августе 2015-го принес нашей казне почти 77 миллиардов рублей, показав 4-процентный прирост в годовом исчислении.

В проекте бюджета на 2016 год доходы Петербурга запланированы на уровне 432,6 млрд рублей (в 2015-м, с учетом последней корректировки – 399 миллиардов), а расходы – в размере 483,2 млрд руб. (в текущем году – 451 миллиард). Дефицит бюджета второй год подряд будет удерживаться на уровне 50 миллиардов рублей, но для покрытия этой «дыры» заемные средства станут использоваться аккуратно – так, по крайней мере, говорят финансисты.


Что почем

От макроэкономических величин перейдем к тому, что больше всего волнует простых горожан: сколько и чего планируется возвести в Петербурге в следующем году. Помимо открытия стадиона на Крестовском острове и центрального участка Западного скоростного диаметра (ЗСД) город намерен сдать 15 детских садов, 7 школ, один бассейн, 9 объектов здравоохранения, 4 спортивных сооружения (не считая упомянутого стадиона), пожарное депо, развязку на пересечении трассы М-10 и дороги Пушкин – Колпино.

В 2016 г. начнется реконструкция Оборонной ул. в Колпине, включая проектирование путепровода в Колпине над главным ходом Октябрьской магистрали, с выходом к «Крестам-2».

На развитие метрополитена, как это предполагалось и в текущем году, в 2016-м город ассигнует 20 миллиардов рублей. Из них на проектирование первой очереди Красносельско-Калининской линии – 200 миллионов рублей, на продление Лахтинско-Правобережной ветки – 1,5 миллиарда, Фрунзенского радиуса – 6 миллиардов, Невско-Василеостровский линии – 11,7 млрд руб. В эти суммы заложены и федеральные деньги: за четыре года из федерального бюджета будут выделены 14 млрд руб. на строительство «Новокрестовской» и прочие работы на зеленой ветке. Часть из этих денег уже поступила в городскую казну.

Помимо метровокзалов и тоннелей город в следующем году потратится и на подвижной состав: как подземный, так и «земной». Планируется приобрести несколько трамвайных составов, 64 автобуса и 42 вагона метро.

В общей сложности Адресная инвестиционная программа (АИП) Петербурга на 2016 год запланирована на уровне 80 млрд руб. (в этом году – 74 миллиарда).


Жетон преткновения

Остается добавить ложку дегтя в бочку меда: солидные инвестиции в транспортную систему не уберегут петербуржцев от повышения цены билетов. Вероятно, в 2016-м разовый проезд в метро подорожает до 40 рублей, а на трамвае-троллейбусе-автобусе – до 35 – 40 рублей. Финансисты утешают: разовым билетиком пользуются от силы 10 – 15% пассажиров, остальные катаются по льготным и обычным проездным. С нынешних 2380 рублей почти до 3 тысяч подорожает единая карточка.

Стоимость проезда в общественном транспорте северной столицы уже сейчас является одной из самых высоких в России. Даже в Москве, где транзитный поток пассажиров гораздо больше, цены на тамошние маршрутки ниже. За разовый проезд в метро гости столицы платят 50 рублей, но для москвичей, покупающих аналог нашего «Подорожника», поездка обойдется в 30 рублей. Кроме того, в Первопрестольной есть возможность за 60 рублей купить временной билет на поездки с пересадками с метро на наземный транспорт в течение 90 минут.

Проезд на общественном транспорте всегда дотируется государством или городом. Так принято и в Старом, и в Новом Свете. Поэтому и в Петербурге стоимость жетона или билета – паритет между возможностями города и платежеспособностью горожан. Себестоимость проезда априори вырастет: дорожают топливо, электроэнергия, подвижной состав. Если городские власти готовы увеличить субсидию из бюджета, то цена условного жетона может остаться прежней. Если ресурсы не изыщут, то оплачивать рост эксплуатационных и капитальных расходов придется пассажирам.


Разные новости

В корректировке бюджета текущего года мы также найдем немало любопытного. Хорошая новость: дефицит бюджета удалось снизить на 2,4 миллиарда рублей (до 51,5 миллиарда). Федеральный центр «подбросил» матпомощь в виде межбюджетного кредита на сумму 2,9 млрд руб. по ставке 0,1% годовых. Можно сказать, даром. Кроме этого Москва добавила 3,3 млрд рублей на текущие расходы и развитие высокотехнологичной медпомощи, лекарства и некоторые объекты культуры. «Для нас каждая сотня миллионов ценна», – добавил Алексей Корабельников.

Таким образом, для покрытия дефицита бюджета Петербургу придется заимствовать на фондовом рынке не более 20 миллиардов рублей (через облигации).

Но есть новость и похуже: исполнение АИП, скорее всего, будет менее 90%. Волна банкротств строительных организаций может привести не только к срыву сроков сдачи инфраструктурных объектов, но и к расторжению контрактов с проблемными подрядчиками. Новые конкурсные процедуры до конца года, вероятно, провести не удастся. Среди проблемных объектов – почти готовая развязка на проспекте Непокоренных (ее хотят сдать в следующем году), тоннель и путепровод на Синопской набережной.

Однако городские власти уже приготовили для петербуржцев подарок к новогодней елке: несмотря на сложные для экономики времена, у северной столицы появились четыре новых стратегических партнера. Об одном из них – Федеральном испытательном центре электротехнического оборудования (ФИЦ) – мы уже рассказывали. Инновационный объект будет построен в промзоне «Белоостров». ОАО «Россети» вложит в ФИЦ более 10 млрд рублей.

Второй проект – возведение 25 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций ООО «Газпром газомоторное топливо». Инвестиции составляют 5 млрд рублей.

Третий – строительство к 2024 году шандунской инвестиционной компанией «Дунбао» (КНР) конгрессно-выставочного центра «Дружба» в Красносельском районе. Проект оценивается в рекордную сумму 35,5 млрд рублей, поэтому получит от города льготы по налогу на имущество.

Четвертый стратегический инвестпроект – модернизация 95% телефонных коммуникаций петербургского фонда компании «Ростелеком» на сумму 15,3 млрд рублей. Проект коснется и райцентров Ленинградской области.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (5551) от 24.09.2015.


Комментарии