Неэластичные предложения

Главной темой общественных дискуссий нынешней осенью стали предложения Минфина по налоговой реформе, которые «СПб ведомости» вкратце обрисовали в своих публикациях. Однако глава государства поставил точку в этом диспуте, введя налоговый мораторий до 2019 года. Впрочем, это не исключает изменение ставок податей и структуры распределения налогового бремени после указанного года. Риски от возможного увеличения налогов в беседе с заместителем главного редактора «СПб ведомостей» Александром ВЕРТЯЧИХ оценила профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлия ВЫМЯТНИНА.

Неэластичные предложения | Казалось бы, НДС напрямую граждан не касается. А ведь мы платим его каждый день, приходя за покупками в магазин. Чем выше ставка НДС, тем больше цены на товары. ФОТО Кирилла КУХМАРЫ/ТАСС

Казалось бы, НДС напрямую граждан не касается. А ведь мы платим его каждый день, приходя за покупками в магазин. Чем выше ставка НДС, тем больше цены на товары. ФОТО Кирилла КУХМАРЫ/ТАСС

- Юлия Викторовна, чем для экономики России может обернуться повышение НДС?

- Если это произойдет, то, безусловно, станет ударом по покупательной способности значительной части населения. А снижение покупательной способности (т. е. спроса) граждан рикошетом ударит по бизнесу. НДС по сниженной ставке 10% применяется к таким категориям товаров, как мясо, молоко и молочные продукты, сахар, соль, хлеб, крупы, рыба, овощи - т. е. к значительному списку товаров, составляющих продуктовую корзину.

Согласно последним отчетам Росстата, удельный вес продуктовой корзины в той корзине товаров и услуг, по которой рассчитывается инфляция, составляет около 37%. Увеличение НДС по продовольствию с 10 до 18% приведет к очередному витку роста цен на эти товары - мы не можем отказаться от покупки продовольствия, хотя многие, видимо, перейдут на покупку товаров и услуг более низкого качества. Следовательно, будет разгоняться и инфляция.

- Чем опасна отмена льготной ставки по НДС для россиян?

- Льготная ставка по НДС применяется также к внушительному списку товаров для детей (одежда, обувь, товары для школы). Спрос на эти товары тоже неэластичен (детей нужно одевать, обувать и водить в школу), поэтому и здесь повышение ставки НДС ударит в первую очередь по потребителям. Люди станут покупать менее качественные товары.

Кроме того, льготная ставка НДС распространяется на периодические печатные издания, некоторые медицинские товары, услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным и железнодорожным транспортом. Повышение НДС по льготным категориям товаров снизит доступность их для граждан, а печатные СМИ может поставить на грань выживания.

Если посмотреть на товары и услуги, по которым применяется льготная ставка 0%, то к ним относятся, например, перевозка пассажиров в железнодорожном сообщении, перевозка пассажиров и багажа за пределы РФ. Очевидно, что повышение ставки по этим услугам также ударит по благосостоянию граждан.

- Как может отразиться описанная выше реформация НДС на бизнесе?

- Во-первых, это приведет к удорожанию товаров и услуг, что означает рост цен на эти товары и услуги и, как мы обсудили выше, снижение платежеспособного спроса на них. Меньше спрос - меньше выпуск, что означает потенциальное продолжение стагнации.

Во-вторых, общий рост цен, который произойдет вследствие повышения ставки по НДС (т. е. рост инфляции), означает, что инфляция становится менее прогнозируемой. Это приводит к тому, что горизонт планирования снижается, уменьшаются инвестиции. Если бы предложения Минфина были реализованы прямо сейчас, то Банк России столкнулся бы с невозможностью снижать дальше ключевую ставку, и цель по инфляции - 4% к концу 2017 г. - оказалась бы под угрозой. Это затруднило бы кредитование бизнеса и застопорило развитие экономики страны.

Наконец, часть льготных ставок по НДС относится к некоторым экспортируемым товарам, международной транспортировке товаров (включая поставки по нефте- и газопроводам), товары и услуги в области космической деятельности, международные поставки судов и т. п. При отмене льготной ставки НДС в этих областях также вырастут затраты на производство продукции, и не факт, что их можно будет переложить на потребителей, т. к. такие товары и услуги, как правило, поставляются в рамках долгосрочных контрактов. Это создаст дополнительные сложности для ведения бизнеса в данных отраслях.

- Целесообразно ли в среднесрочной перспективе увеличивать отчисления от фонда оплаты труда в социальные фонды?

- В России уровень безработицы достаточно низкий (по официальным данным, менее 6%). Для сравнения: столько же было перед кризисом 2008 г., до этого безработица была выше. При всех несовершенствах расчета данного показателя это означает, что трудоспособное население в целом занято.

Рост начислений на фонд оплаты труда заставит работодателей оптимизировать работу с кадрами. Зачастую в России под словом «оптимизация» понимается сокращение кадров без увеличения заработной платы оставшимся. Усилится роль теневого сегмента рынка труда. Обе эти тенденции в итоге могут привести к снижению собираемости взносов.

Кроме того, даже один процентный пункт роста налогов и взносов может вынудить небольшой бизнес снизить численность официально занятых. Для работников откроется перспектива «выдавливания» в сферу нерегулируемых трудовых отношений, что означает незащищенность от обмана работодателем, отсутствие стажа, который пойдет в начисление пенсии, и т. п.

- Насколько реалистичны попытки изменить шкалу подоходного налога?

- Такие попытки, если они связаны с желанием взимать налоги по более высокой ставке с людей, имеющих высокие доходы, могут в целом дать рост налоговых поступлений. Важно, конечно, провести границу между теми, кто платит по текущей ставке 13%, и теми, кто будет платить по более высокой ставке (или системе ставок), достаточно аккуратно.

Люди, которые получают высокую «белую» зарплату, как правило, имеют и достаточно высокий статус. С одной стороны, это позволит им нанять адвоката, чтобы максимально учесть всевозможные налоговые вычеты. С другой стороны, это вряд ли позволит им уклоняться от налогов более серьезно.

Дыру в федеральном бюджете налог на доходы физлиц (НДФЛ) не поможет заткнуть - по действующему законодательству, 85% поступлений идут в региональный бюджет, остальное - в бюджеты муниципальных образований. Последние обсуждения НДФЛ, насколько мне известно, связаны с тем, чтобы обнулить НДФЛ для граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но предоставляющих услуги физическим лицам. Речь идет о помощи по ведению домашнего хозяйства, репетиторстве, уходу за больными и престарелыми. Это может стать первым шагом в попытке легализации огромного теневого рынка таких услуг. Других упоминаний НДФЛ в последней доступной для анализа версии налоговой политики правительства на следующий год нет.

- Минфин предлагал также перераспределить часть денег, получаемых регионами по налогу на прибыль организаций, в пользу «бедных» регионов. Поможет ли это небогатым субъектам Федерации?

- Напомним, что предлагалось перераспределение дополнительного однопроцентного пункта налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет, в пользу самых проблемных регионов в течение пяти лет. Во-первых, это временная мера, некий сигнал «бедным» регионам, что нужно за пятилетку суметь оптимизировать бюджеты и привлечь инвестиции в экономику.

В то же время обозначение четких сроков перераспределения средств станет негативным сигналом потенциальным инвесторам. Спустя пять лет ситуация в регионе может измениться, что ударит по окупаемости инвестпроекта. По оценке экономиста Натальи Зубаревич, инвесторы и так относятся с большой осторожностью к вложениям в регионы. Поэтому устойчивости бюджетной системе России такая мера, на мой взгляд, не добавит.

- Чем же тогда может помочь правительство небогатым субъектам Федерации?

- Лучшее, что могло бы сделать в этом отношении федеральное правительство, - перестать давать популистские обещания, которые должны исполняться за счет региональных бюджетов. В идеале масштабные изменения в зарплатах бюджетников должны финансироваться из федерального же кармана, а не перекладываться на региональный уровень. Резервы «оптимизации» разного рода на местах уже исчерпаны.

Второе, чем может помочь федеральное правительство, - конвертировать долги региональных правительств. Зачастую кредиты взяты регионами в коммерческих банках под высокий процент, их можно перевести в некий условный долг федеральному правительству под низкий.

По оценке Минфина, сейчас 30% регионального долга приходится на банковские кредиты, общий объем региональной задолженности - 2,4 трлн руб. Если предположить ставку 13 - 14% годовых, то только процентов региональным бюджетам придется за год вернуть банкам в размере 91 - 98 млрд руб. Для понимания масштаба: это 20 - 22% доходов Петербурга и почти 400% доходов бюджета Псковской области.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (5829) от 14.11.2016.


Комментарии