Не поставишь – не продашь

Вот-вот будут приняты окончательные поправки в закон о торговле, которые должны примирить ретейлеров, производителей и поставщиков. Об этом официально заявил председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков на крупнейшей выставке малого и среднего бизнеса METRO EXPO-2016 (Москва). Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» на этом мероприятии был единственным представителем печатных СМИ нашего города.

Не поставишь – не продашь | Иллюстрация 1000-Words/shutterstock.com

Иллюстрация 1000-Words/shutterstock.com

«Я практически силком провел принятие этого закона в первом чтении, – говорит Анатолий Аксаков. – Это позволило разрешить многие конфликтные ситуации между федеральными торговыми сетями и поставщиками с навязыванием платных маркетинговых услуг, незаслуженными бонусами, иными дополнительными выплатами. Очередной шаг вперед – идея саморегулирования, которая должна быть зафиксирована в новой редакции закона».

Уточним: для решения актуальной проблемы разрозненности торгового рынка, производителей сельскохозяйственной продукции и поставщиков Комитет по экономической политике Госдумы предложил включить в закон о торговле возможность создания саморегулируемой организации (СРО) – «Совет рынка». Он отвечал бы за соблюдение ее членами законов и правил, при этом членство в СРО предполагает сокращение числа проверок контрольно-надзорных органов.

Впрочем, не все участники рынка верят в светлое будущее новых поправок. Многие считают, что изменения в законе будут выгодны только уже известным потребителю крупным производителям.

«Новый закон рядовым производителям и поставщикам не поможет, – уверен предприниматель из Твери Сергей Логинов. – Сети всегда найдут лазейку для того, чтобы обеспечить свою общую прибыльность. Все остальное – просто фарс».

Другие предприниматели считают: если долгожданные поправки в закон о торговле наконец будут приняты, ждать реальных результатов от их действия стоит минимум через два года, поскольку сегодня российский малый бизнес находится в зачаточном состоянии. Большая же часть торговцев живут своей жизнью, перенимая проверенную временем международную практику ретейла. А она предполагает сотрудничество между сетевиками и поставщиками на более высоком уровне, нежели «поставь — продай».

«Число бюрократических барьеров в торговых отношениях российского рынка впечатляет, – высказывает свое мнение генеральный директор компании «Metro Cash & Carry Россия» Борис Миниалай. – А поскольку мы стараемся выстраивать партнерские долгосрочные отношения с каждым конкретным поставщиком индивидуально, то очень надеемся на закрепление механизмов саморегуляции на законодательном уровне».

Данный ретейлер пошел по пути реальной поддержки тщательно отобранных поставщиков. И, как показывает практика, эта схема сотрудничества пока наиболее результативна для двух сторон.

«Например, сегодня 50% всего вина, которое мы реализуем, российское, – рассказал эксперт. – Но еще год назад эта доля была в два раза меньше. Пару лет назад у российских винных компаний не было ни надлежащих складов, ни дистрибуционных центров. Сегодня ситуация меняется на глазах».

Торговые компании Северо-Запада считаются активными игроками рынка. Так, петербургская фирма «Агро торг» подписала в рамках форума договор на поставку 6 тысяч тонн фруктов и овощей в течение года. Еще одна петербургская компания – «Магистр» – заключила контракт на 100 тонн охлажденной карельской форели.

Если же речь заходит о менее значимых малых и микропредприятиях, то они крупным игрокам рынка неинтересны. Прежде всего потому, что большинство современных малых предприятий ориентировано на производство простых товаров повседневного спроса и первой необходимости. Как только речь заходит о более сложной продукции, они пасуют. Проблема осложняется тем, что сегодня российскому малому бизнесу не хватает не только технологий, но и элементарных знаний.

«Малый бизнес привык развиваться на свои собственные деньги, – отметил вице-президент Сбербанка Андрей Шаров. – Безусловно, наша задача – сделать кредитные продукты для него простыми и доступными. Но наши исследования показывают, что у современного бизнеса большая потребность в нефинансовых онлайн-сервисах для решения конкретных задач. В частности, речь идет о прототипе сервиса онлайн-регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с одновременным открытием расчетного счета в банке».

По мнению участников форума, в ближайшей перспективе может быть принят закон, позволяющий в удаленном доступе организовать предприятие через сервис кредитной организации. Это означает, что при наличии расчетного счета в банке будет возможно создать ИП или ООО, не общаясь напрямую с налоговой службой.

На вопрос автора этих строк о слишком высоких ставках для малого и среднего бизнеса первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов ответил: «Сегодня на высокие кредитные ставки жалуются все. Но высокая инфляция не может обеспечить низкую ключевую ставку. В нынешнем году инфляция будет ниже, в следующем году ее параметры станут еще лучше. Когда это произойдет, кредитная ставка для малого и среднего бизнеса изменится».

Словом, остается ждать. От весны – точки в законе о торговле, а от будущего – минимальной инфляции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 072 (5689) от 25.04.2016.


Комментарии