Наш ответ «Стелсу»

В Петербурге прошел VII Международный военно-морской салон. У причалов Морского вокзала и в акватории были представлены корабли и катера не только из состава Министерства обороны РФ, ФСБ РФ, но и приглашенные корабли иностранных ВМС, хотя и не тех стран, что были гостями в прошлые годы. Российские военные уверены: несмотря на обострение внешнеэкономической ситуации, отрасль продолжает развиваться.

Наш ответ «Стелсу» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Слышно, но не видно

«Внимание! На батарее начинаются опасные работы», – звучит голос по громкой связи. Мы находимся на полигоне Министерства обороны России «Ржевка». Кажется не случайным, что подъезд к полигону пролегает через рытвины и колдобины: машину трясет так, что, скорее всего, потенциальный враг передумает нападать уже на этом этапе.

Через несколько минут морские артиллерийские стрелковые системы покажут себя в действии. Всего их 11. Около них стоят одетые в белую форму военные. Это не учебная стрельба, а демонстрация оружия для журналистов и членов официальной делегации, приехавшей на Военно-морской салон. У всех в ушах беруши. С высокой площадки, где мы все сгрудились, удобно наблюдать за происходящим.

На позиции # 1 к стрельбе готовится корабельная универсальная одноствольная 100-миллиметровая артиллерийская установка АК-100. Она разработана в КБ «Арсенал» и производится на одноименном заводе в Петербурге. Установка состоит на вооружении кораблей класса фрегат и выше.

После получения команды «Огонь!» и звукового сигнала гремят несколько оглушительных выстрелов, установку окутывает серый дым, где-то вдали слышен звук разрывающихся снарядов. Беруши пришлись очень кстати. Все, что расположено на полигоне, выстрелило: АК-176М, АК-176МЭ, АК-230М, АК-306 и др. Все 11. Они заточены на поражение потенциального противника на суше, в море и воздухе.

При всей своей внешней неприглядности (все башни выкрашены в традиционный грязно-серый цвет) начинка у техники самая современная. На то, что некоторые установки представляют особую ценность, косвенно намекает и начальник полигона капитан 1-го ранга Александр Тозик. После стрельбы он проводит экскурсию и подробно рассказывает далеко не о каждом комплексе... Но о некоторых нельзя не рассказать.

Так, артиллерийский комплекс «А-192-5П-10Э» со 130-миллиметровой корабельной артиллерийской установкой может стрелять по береговым, воздушным (в том числе противокорабельным крылатым ракетам) и морским целям. Примененная в комплексе технология Stealth делает корабль невидимым для средств радиолокационного обнаружения. Комплекс может выдавать до 30 выстрелов в минуту. Дальность полета снаряда – от 18 до 23 км в зависимости от типа цели.


Звонок главкома

Некоторые коллеги заметили, что в этом году на салоне представлены довольно старые российские суда. Однако главнокомандующий ВМФ России Виктор Чирков с этим не согласился. По его словам, на салоне красовались самые современные модели.

Проблема в том, что у причалов «Ленэкспо» нельзя поставить современные атомные подводные лодки, разместить военную авиацию и прочие образцы военной техники. Некоторые корабли в дни проведения салона находились в море на государственных испытаниях. Но даже с учетом вышесказанного в Гавани было собрано все, на что способна сегодня наша оборонная промышленность.

Гордость петербургских корабелов – корвет проекта 20380 «Стойкий» оснащен самым современным зенитно-ракетным комплексом, новой артиллерийской системой, торпедами и антиторпедами. «Если говорить о мобильных технологиях, то понятно, что через год-полтора компьютеры и телефоны становятся совершенно новыми. Это же касается и систем управления кораблем», – уверяет Виктор Чирков.

По данным ВМФ России, в текущем году российские верфи спустят на воду около 50 кораблей, а существенная часть флота будет модернизирована. В частности, в состав ВМФ войдут по два фрегата проекта 22350 («Адмирал флота Горшков» и «Адмирал флота Касатонов») и проекта 11356 («Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен»), два многоцелевых корвета проекта 20380 («Совершенный» и «Гремящий»), большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», несколько малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» и др.


От «Светляка» до «Сатурна»

За 15 лет работы компании «Рособоронэкспорт» (она заведует экспортными поставками российского вооружения) за рубеж мы продали военно-морской техники и выполнили услуг по ее эксплуатации на сумму свыше 21 млрд долларов. Значительная часть поставок пришлась именно на боевые корабли. Портфель заказов на экспорт российской военно-морской техники на текущий год превысил 5 млрд долларов. Прежде такого не было.

По данным госкорпорации «Ростехнологии», всего за это время Россия поставила за рубеж более 40 единиц техники, из которых треть представлена подводными лодками, а остальное – надводными кораблями и катерами.

Среди самых известных – поставка в Китай эскадренных миноносцев, отправка в Индию авианосца «Викрамадитья» и сторожевых кораблей, поставка в Грецию десантных кораблей на воздушной подушке проекта «Зубр». В Словению отправился сторожевой катер «Светляк», а в Республику Корея уплыли десантные катера на воздушной подушке «Мурена-Э».

«Основные покупатели российской военно-морской техники – это Индия, Китай, Вьетнам, Алжир и Венесуэла, – рассказал директор по развитию компании «1Капиталь» Дмитрий Соломников. – За последнее десятилетие объем экспорта российской техники в долларовом выражении вырос в разы и в этом году достиг 50 млрд долларов».

По мнению эксперта, в среднесрочной перспективе санкции не отразятся на росте российского оборонного экспорта. Но возникла другая проблема: разрушение кооперации между украинскими поставщиками и нашими производителями. После введенного Украиной в июне 2014 года запрета на экспорт военных комплектующих российские производители вынуждены искать замену. Как результат – срыв сроков по некоторым проектам.

За примером далеко ходить не надо. Этим летом появилось подозрение, что петербургский судостроительный завод «Северная верфь» не успеет к сроку выполнить заказ Минобороны РФ. Речь идет о строительстве шести фрегатов проекта 22350. Официальная причина – прекращение поставок турбин для кораблей украинской стороной. Одна надежда на завод «Сатурн», который намерен в ближайшие годы начать выпуск аналогов этой продукции для кораблей ВМФ России.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (5495) от 08.07.2015.


Комментарии