Наряды из прошлого

В былые времена иметь свою портниху считалось хорошим тоном. Более того, их имена советские модницы скрывали от подруг, чтобы не дай бог не оказаться на званом вечере в одинаковых платьях. «Сшить можно что угодно и из чего угодно, главное – понимать, что ты хочешь», – уверен герой нашего сегодняшнего рассказа. Как выживает индпошив в век китайского ширпотреба, кому и зачем он нужен, выяснял корреспондент «СПб ведомостей».

Наряды из прошлого | Семейные производственные предприятия – пока что редкость для России. Однако в индустрии моды именно такой вариант повышает шансы бизнеса на успех. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Семейные производственные предприятия – пока что редкость для России. Однако в индустрии моды именно такой вариант повышает шансы бизнеса на успех. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Бабушкин сундук

В его руке – старенький, но добротный утюг. Еще 1979 года, советский. «Он, кстати, лучше, чем многие современные вещи. А все потому, что сделан в СССР», – уверяет портной Валерий Корсаков. Творит он в своей мастерской – маленькой комнатке, где умещаются лишь закройщицкий стол, швейная машинка, полочки для вещей в углу да стол со стулом для гостей.

Из предметов первой необходимости – несколько книг по кройке и шитью. Это тоже уже почти раритетные издания 1950 – 1980-х годов. Валерий отставляет утюг и начинает сметывать бортовые части будущего френча из добротной английской шерсти. Вещь почти готова к примерке. Ее будущий владелец работает в прокуратуре. Рядом на манекене – темно-синий пиджак из итальянской шерсти, который скоро будет носить высокопоставленный петербургский чиновник.

Это, что называется, ателье «как раньше»: здесь можно подшить юбку или брюки, отремонтировать одежду или сшить новое платье. Среди постоянных клиентов не только чиновники, но и театралы, спортсмены, петербуржцы, увлекающиеся парными танцами эпохи арт-деко. Короче – люди, ценящие собственную индивидуальность. Еще таких называют хипстерами, сиречь – модниками.

На манекене – женское шелковое платье песочно-медного цвета 1930-х, сделанное по эскизам из журналов тех лет. Ткань для него принесла клиентка, которой мануфактура досталась от бабушки. Та покупала отрез в Польше еще в 1950-х годах. Современные хипстеры блюдут дух былых времен: не признают молний, а просят втачать крючки и заклепки.

Частенько в ателье на Лиговском захаживают участники велодвижения Tweed Run, объединенные интересом ко всем вещам и явлениям первой половины ХХ века. В апреле они откроют сезон велопробегом из Петербурга в Выборг в твидовых костюмах. В ателье стараются использовать только натуральные ткани: вискозу, хлопок, шерсть. Подплечники для пиджаков делают из ватина и холста: этот материал хорошо держит форму.

Приключения Швейка

Вот уже 32 года Валерий занимается индивидуальным пошивом одежды как для мужчин, так и для женщин. Знания он перенял от родной бабушки. Милитина Петровна Корсакова – некогда известная в Ленинграде портниха.

«Когда я маленьким смотрел по телевизору фильм 1950 – 1960-х годов, моя мама указывала мне на платье какой-нибудь актрисы и говорила: «Смотри, это бабушка сшила!», – вспоминает портной. Стоит ли удивляться, что любовь к шитью у маленького Валеры возникла с детства, когда он усердно отшивал генеральские костюмы для кукол.

Затем уже профессионально занялся шитьем, закончив учебно-производственный комбинат при производственном объединении «Ленинградодежда». По ускоренной программе – благо, помог уже имеющийся опыт – Валерий получил третий разряд портного-утюжильщика (это портной повышенной квалификации). С годами он овладел профессией виртуозно: на моих глазах мастер кладет на стол тряпочку из холста и за считанные секунды мастерски придает ей форму чашки, доказывая, что утюгом можно делать не только идеально гладкую поверхность.

Когда в 1990-е стали открываться кооперативы, Валерий попробовал себя и в этом. Потом девяностые стали лихими. Иметь дело с бандитами было непросто. «И не только потому, что они требовали денег, они просто ездили на разборки в сшитых в ателье шелковых пиджаках, а потом удивлялись, почему вещь разошлась по шву», – вспоминает Валерий.

Тогда он пошел служить по контракту. По возвращении на гражданку в разное время работал дома, позже, в начале 2000-х, – в ателье мод «Элегант» – в одном из трех ателье, еще оставшихся от «Ленинградодежды». В военной части, где Валерий служил срочную службу еще в 1980-х годах, была своя мастерская, где подшивали шинели и прочую форму сослуживцы, за это он получил прозвище Швейк.

Купить портного

Сегодня семейное дело у Валерия Корсакова перенимает сын Александр. «Однажды, когда я еще даже не учился в школе, мама купила бархатное зеленое платье. Она долго стояла перед зеркалом, думая, что с ним носить. Я подошел и посоветовал к нему золотой пояс», – вспоминает Саша. После школы он попробовал себя в журналистике, но понял, что это не его, и поступил в лицей дизайна костюма и театральных технологий, ныне – колледж петербургской моды.

После первого курса Александр работал конструктором на одном небольшом петербургском производстве, позже делал сценические костюмы для молодежных клубов. Обращались к молодому специалисту и театралы, нуждающиеся в костюмах для небольших постановок. Так он стал стилистом.

Ателье Валерия – уже третья попытка создать свое дело. Этот бизнес, существующий с 2012 года, семейный, в нем у каждого члена семьи есть свои обязанности. Валерий кроит и шьет одежду, его супруга ведет бухгалтерию, а сын Александр помогает клиентам подобрать нужный стиль.

«Однажды я пытался обратиться в банк за небольшим кредитом, – вспоминает Корсаков-младший. – Когда выяснилось, что я индивидуальный предприниматель, мне отказали. По сей день, к сожалению, ситуация не изменилась. Сложно получить и субсидии от города, поскольку они выдаются за что-то уже сделанное: за прошедшую выставку или за отшитую коллекцию. Более полезной была бы поддержка в открытии проекта, а не по факту его реализации».

По мнению Корсакова-старшего, вкладывать деньги инвесторы готовы в те предприятия, которые уже что-то сделали. А это, как правило, более-менее крупные компании. Их работу видно: изделия есть в магазинах и Интернете. «В нашем случае все несколько сложнее, – поясняет Валерий. – Многие клиенты не хотят, чтобы фотографировали их и сшитую для них одежду».

В 1990-е мастер работал на дому. Однажды к нему пришла клиентка, заказавшая платье и пальто. После этого она сказала удивительную фразу: «Я вас купила». Оказывается, она заплатила подруге, чтобы та дала телефон Валерия. В былые времена такое было нормой: имена портных держали в секрете, дабы не потерять свою индивидуальность. Встречается такое и сейчас. Вот только «купить бизнес», вложив деньги в его развитие, как это бывает во Франции или Италии, нашему ательеру никто не предлагал.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (5684) от 18.04.2016.


Комментарии