Налог на тунеядство

Директор Центра Мизеса (Минск) Ярослав Романчук – пожалуй, самый известный либеральный экономист в Белоруссии. Негосударственный научный центр, который он возглавляет, назван в честь выдающегося экономиста австрийской школы Людвига фон Мизеса. В кулуарах международной конференции «Капитализм и свобода», прошедшей в Петербурге, Ярослав РОМАНЧУК ответил на вопросы нашего обозревателя.

Налог на тунеядство |

– Ярослав Чеславович, про Белоруссию в России ходит много мифов. Например, что это настоящее социальное государство. И вот только что мы узнаем, что в вашей стране решили поднять пенсионный возраст на три года, а это вроде либеральная мера. Как одно сочетается с другим?

– Во-первых, либерализм тут ни при чем. Речь идет о попытке чуть-чуть поправить состояние пенсионного фонда. Государство в рамках существующей системы видит, что этот фонд два года работает с дефицитом, демографическая ситуация плохая, экономика в минусе, причем устойчивом. Дотации из России резко сократились с 15 до 3% ВВП. Значит, надо переложить бремя на тех, кто выходит на пенсию. В Белоруссии принципиально ничего не меняется – никакой пенсионной реформы нет, гражданам не дали даже права выбирать личный пенсионный план.

А вот повысить пенсионный возраст в России, где аналогичные проблемы, сложнее. В Белоруссии президент гораздо более свободен в действиях, хотя он все равно должен объяснять народу свои шаги. Сегодня главная идеологема у нас: «Лишь бы не было войны», и она работает.

Надо отдать должное, что белорусы в массе своей приняли такой шаг – поднятие пенсионного возраста. Кстати, проходить этот подъем страна будет пошагово – на 6 месяцев в год, пока не достигнет 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Только это не значит, что они станут жить лучше – пенсии у нас и так невелики – в среднем около 100 долларов в пересчете на твердую валюту.


– В Белоруссии такая же, как и в России, плоская шкала подоходного налога – 13%, хотя еще недавно у вас ставка была и вовсе 12%. При этом левые публицисты утверждают, что в Белоруссии народ у власти, а у нас – «олигархи все захватили». Причем в доказательство приводят ту же плоскую шкалу. Почему?

– Во-первых, у вас действительно людей богатых гораздо больше, чем у нас. Потому что в Белоруссии 80% экономики – в государственных руках. У нас в республике другая модель: доход приносят не активы, а финансовые потоки.

Во-вторых, важны налоги не только на доходы, но и косвенные, которые сидят в ценах (например, НДС). Из-за этих налогов цены на многие товары у нас в два-три раза выше, чем в Польше. У нас хорошее производство электроники, мебели, товаров для детей, рыбы и пр. Но из-за разницы цен белорусам выгодно привозить товаров на 1,5 миллиарда долларов в год. Когда в России рубль обесценился, то на ввозе машины в Белоруссию можно было заработать до 15 тыс. долларов на каждом авто. Правда, потом белорусский рубль обесценился, но не так сильно, как российский. Видимо, нашу валюту еще удешевят по отношению к доллару и евро.


– И что же будет с социальной экономикой?

– Я бы сказал, что социальность нашей системы заканчивается, потому что «энергетический грант» России скукожился. У нас в 2016 году тарифы на ЖКХ подскочили в два-три раза. Времена, когда белорусы платили за коммуналку по 5 – 7% от зарплаты, в прошлом, сейчас мы платим уже 15 – 20% от доходов.

Правда, кое-где государство не стало закручивать гайки и не отказалось от повышенных выплат детских пособий матерям-одиночкам. Хотя зачастую женщины не хотели регистрировать отношения с отцами своих детей, чтобы получать побольше денег. Но у нас, да и в Европе или США, на такой шаг не идут, хотя проблема та же...

Это фрагмент социальной политики, возможность нашей модели. Еще один, более важный пример – в Белоруссии ввели «налог на тунеядство». Это не идея, а уже действующий указ президента. Если вы трудоспособны, но без уважительной причины не работаете более шести месяцев в течение года, то должны платить.

Домохозяйки с маленькими детьми на руках, официально зарегистрированные как безработные, у нас получают по 15 долларов в месяц. Они этот «налог» платить не должны. А если вы не имеете подобных причин не работать, то должны пополнить государственную казну в размере 250 долларов в год. Фактически это налог на право быть гражданином Белоруссии. В России такого нет.


– Но в этой идее тоже есть зерно справедливости. Если у женщины богатый муж, но детей нет или они уже выросли, а дама не работает, то она же может лечиться в государственной больнице, ее защищают государственные правоохранительные органы, армия. А налогов такая женщина не платит, муж же ее платит подоходный налог только за себя...

– Изначально этот налог вводили, ориентируясь не на домохозяек, а на предпринимателей, которые торгуют на рынках, но не регистрируются официально. Аргументы властей были слово в слово, что вы назвали. Только предприниматели эти не пользуются государственными услугами, не стоят в очередях в бесплатные поликлиники. В каждом товаре, который я покупаю в магазине, «сидят» огромные налоги. Если вы не платите подоходный налог, это не значит, что вы не платите налоги вообще.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (5713) от 01.06.2016.


Комментарии