На Финляндский - под Невой

На ближайшем заседании общественного совета при комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга будет вынесена на обсуждение концепция развития транспортной инфраструктуры северной столицы до 2049 года. Нечто подобное уже рассматривало профессиональное сообщество архитекторов, урбанистов и экономистов. Сейчас большинство их предложений легло в основу нового, по-настоящему масштабного плана.

На Финляндский - под Невой | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Метро. Концепция построена по принципу «трех китов»: метро и железная дорога, наземный общественный транспорт и улично-дорожная сеть. Будем придерживаться этого же принципа и мы, анализируя предложения чиновников.

Итак, метро. Когда речь заходит о планах развития петербургской подземки, вспоминается крылатое изречение: все новое - это хорошо забытое старое. Действительно, представленная схема строительства веток метро в Петербурге как две капли воды напоминает планы по развитию Ленинградского метрополитена, подготовленные в середине 1980-х.

Что мы видим в проекте новой концепции? До 2028 г. должна быть закончена прокладка Красносельско-Калининской линии до Ручьев (точнее - в новые микрорайоны за железной дорогой на землях уже бывшего совхоза). Там же «нарисовано» новое электродепо, а вот у станции «Юго-Западная» на новой схеме депо почему-то отсутствует, хотя его возведение уже значится в проекте бюджета города. В новой концепции электродепо «переехало» к железнодорожной платформе «Сосновая Поляна», где после 2028 года тоже планируется построить станцию метро.

Как и в позднесоветских планах, в новом обозначены кольцевая линия подземки (ввод - после 2028 года), ветка в Кудрово с депо (2023 - 2028 гг.), линия из порта в Колтуши (после 2028 г.), новая стация за «Комендантским проспектом» (до 2022 г.), северный участок Лахтинско-Правобережной линии (после 2028 г.).

В целом с перспективами метро все понятно, кроме некоторых вещей, например: в концепции отсутствует продолжение Кировско-Выборгской линии от станции «Проспект Ветеранов» в аэропорт «Пулково». Хотя данный проект до сих пор числился у чиновников приоритетным для рельсовой связи воздушной гавани с городом. Вместо него прорисована «петля» железнодорожного аэроэкспресса, идущего от Витебского вокзала.

«Железка». Железнодорожная тема впервые активно представлена в градостроительных схемах. Напомним, что городские электрички стали одним из самых важных элементов транспортной инфраструктуры крупнейших агломераций - нью-йоркской, рурской, парижской, берлинской и лондонской. Однако в России в силу межведомственной неразберихи, а также отсутствия финансирования железные дороги до сих пор не используются в регулярном внутригородском сообщении.

В новой концепции предусмотрено оригинальное (хотя и дорогое) решение: соединить тоннелем под Невой московскую и финляндскую линии, чтобы пустить электрички через центр города насквозь. Эта же идея с успехом использована системой RER в Париже, она позволяет избавиться от транзитных пересадок и максимально быстро (а это может только электричка) связать удаленные районы.

У такой идеи один важный недостаток: возвести подобный тоннель успеют разве что к 2049 году. Если, конечно, копить деньги на мегастройку начнут уже сейчас.

Трамвай. Авторы концепции развития петербургской инфраструктуры на ближайшие 33 года не скупились на авансы в адрес трамвая. Еще недавно на наших глазах демонтировали сотни километров линий в центре города, теперь же предлагается строить новые. Не исключено, что часть трамвайной инфраструктуры петербургские власти хотят «повесить» на концессионеров. Отметим, что на данный момент в северной столице еще нет опыта успешного государственно-частного партнерства в сфере трамвайного хозяйства.

Изучим планы города. Так, в 2017 - 2022 гг. планируется проложить 71 км трамвайных линий, в 2023 - 2028 гг. - 78 километров, в 2029 - 2038 гг. - 105 км, в 2039 - 2048 годах - еще 13 километров. Большая часть этих трасс видится авторам концепции как скоростная, внеуличная.

При более пристальном рассмотрении карты будущей «трамваизации» Петербурга возникают некоторые вопросы. Например, планируется проложить рельсы по Полюстровскому проспекту и вывести трассу к станции метро «Выборгская», чтобы кратчайшим путем вывезти жителей юга Калининского района на работу в Петроградский. Однако как это будет сделано в натуре, неясно, ведь трамваю придется пересечь финляндский железнодорожный ход. Длинный путепровод сделает проект очень дорогим.

Также планируется «трамваизировать» улицу Салова - с выходом к будущему новому мосту через Неву в створе Большого Смоленского пр. и улицы Коллонтай. Значит, проектировщики данной переправы должны «застолбить» место под трамвайные пути. Ранее планировалось строить этот мост в автомобильном исполнении.

О перспективных линиях скоростного трамвая в Колпино (из Рыбацкого и Шушар) мы писали, трассировку отдельных участков специалисты уже готовят. Из новенького - южная трамвайная хорда, как ее назвали бы москвичи, соединяющая шушарско-колпинскую ветку с городом Красное Село. Своего рода комплимент почившему в бозе надземному экспрессу, который планировалось проложить примерно по тем же местам.

Одно неясно: на какой пассажиропоток «трамвайной хорды» рассчитывают урбанисты, если новая трасса не сопрягается ни с одной станцией метро? Ах да, к тому времени, как ветку легкорельса построят, а случится это не ранее 2038 года, уже откроют вышеупомянутую нами станцию метро «Сосновая Поляна». Куда в свою очередь проложат ответвление от хорды.

Оставив позади планов громадье, упомянем маленькое, но очень нужное жителям Юго-Запада решение: продлить трамвайную линию по ул. Маршала Казакова (до залива) и вывести ее к Петергофскому шоссе, где она соединится с бывшей Оранэлой, где ходят трамваи 36-го и 41-го маршрутов. Увидеть новую линию мы сможем «почти завтра» - то есть до 2022 года.

Улицы, дороги. Важная инновация в данной сфере - ставка на развитие вылетных и дуговых магистралей. Реанимированы почти все подзабытые проекты - строительство трассы вдоль Финляндской железной дороги, а также вылетной магистрали в створе Зольной улицы с еще одним мостом через Неву параллельно - Финляндским.

Обводный канал к 2049 году должен превратиться в трассу бесперебойного движения на всем своем протяжении, а «южная дуга» (Ленинский проспект, ул. Типанова, пр. Славы, Ивановская и Народная улицы) - около десятка развязок на пересечении с радиальными улицами и проспектами.

В целом концепция развития петербургской инфраструктуры учла большую часть пожеланий горожан - как «безлошадных», так и автолюбителей. Чего не хватает, так это связки городских планов с областными, ведь Петербург и Ленобласть все больше сливаются во вторую по величине в России агломерацию.

К примеру, на какие городские магистрали ляжет нагрузка по вывозу жителей из новостроек Девяткина, Мурина, Бугров после их тотальной застройки многоэтажками? Процесс этот далек от завершения, и северная столица может получить ряд инфраструктурных сюрпризов от соседа. Впрочем, существует же координационный совет по развитию транспортной сети Петербурга и Ленобласти - значит найдутся и специалисты, готовые предложить свои оригинальные решения в духе нового, а не прошлого века.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5853) от 16.12.2016.


Комментарии