На чем кластер стоит

Слово «кластер» вошло в обиход петербуржцев в 2008 году, когда в мире разразился финансовый кризис. Петербургские власти искали пути вывода городской промышленности из-под экономического удара – и, в общем-то, нашли. В северной столице начали выпускать лекарства и медтехнику, собирать легковушки и компьютерные томографы.  Но чем еще могут похвастать кластеры сегодня?

На чем кластер стоит  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Для начала определимся, что такое кластер. Это совокупность предприятий определенной отрасли, приправленная профильными научно-исследовательскими институтами и кадровыми центрами (училища, колледжи, вузы).

Целевого учета экономической эффективности кластеров пока нет, а Петростат не выделяет эти предприятия из ряда других. Единственный показатель, по которому можно судить о вкладе кластеров в народное хозяйство, это доля инновационной продукции в общем объеме. В 2014 году в Петербурге она составила 1,7%, в Ленинградской области – 1,5% (годом ранее – 2,6% и 2,4%, соответственно).

Центр кластерного развития (есть при городской администрации и такой) подсчитал, что в Петербурге оформились аж 29 (!) кластеров инновационных производств. При этом информация о достижениях поступает в лучшем случае от трех – автомобильного, фармацевтического и судостроительного (здесь и далее будем использовать их упрощенные названия). Первые два были созданы в северной столице с нуля, драйверами стали зарубежные компании, разместившие свои заводы именно в нашем городе. Сейчас и фармацевты, и автопромышленники работают в рамках особой экономической зоны «Санкт-Петербург».

Третий работающий кластер – судостроительный – представляет собой сумму давно известных петербургских верфей, нескольких НИИ и вузов. Почти все они входят в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), поэтому кластер де-факто дублирует эту вертикально интегрированную структуру.

Остальные кластеры либо существуют на бумаге (как станкоинструментальный, так и не порадовавший петербуржцев новыми станками и инструментами), либо представляют собой слабоорганизованную группу небольших фирм, рассчитывающих получить господдержку (например, анонсированный пару лет назад кластер легкой промышленности).

Реальная поддержка на данный момент обещана IT-кластеру (информационные технологии, радиоэлектроника, приборостроение, средства связи и инфотелекоммуникаций) и фармкластеру (фармацевтическая и медицинская промышленность, радиационные технологии).

Помощь, в общем-то, будет за дело. Айтишники еще до создания кластеров демонстрировали, как руками простых петербуржцев и безо всякой поддержки сверху можно создать разветвленную сеть небольших коллективов, продукция которых (программы, игры для компьютеров и мобильных устройств, сервис) будет востребована во всем мире. Как мы уже писали, российские программисты умудрились вывести свою отрасль на второе место после ВПК в структуре высокотехнологичного экспорта страны.

Фармацевты также доказали свое право на поддержку. Три крупные компании – «Биокад», «Новартис» и «Вертекс» – в этом году открыли в Петербурге новые заводы и лаборатории. В общей сложности в 2015 г. инновационные кластеры нашей промышленности могут претендовать на... 30 млн рублей федерального финансирования. Согласитесь, немного – учитывая, что инвестиции в открытие каждого производства оцениваются в миллиарды рублей.

В следующем году список заявок на матпомощь может быть расширен по требованию Минэкономразвития и Минпромторга. Среди потенциальных кандидатов на финансовую поддержку – инжиниринг и hi-tech, лазерные технологии и оборудование, станкоинструментальная промышленность, транспортное машиностроение, чистые («зеленые») технологии для городской среды и другие. Интересно, сколько средств выделят чиновники на подъем одного только станкостроения?

Особого внимания достоин кластер автомобильной промышленности Петербурга. В «тучные» годы его ругали за «заверточную сборку», а сейчас, в непростые для экономики времена, автозаводы и предприятия по выпуску комплектующих показывают чудеса бизнес-изобретательности.

Например, в нескольких городах открываются заводы по выпуску двигателей – сердца любой машины. В сентябре этого года компания Volkswagen планирует открыть такой завод в Калуге, а Ford Sollers только что запустил производство двигателей в Елабуге (Татарстан). Инвестиции превысили 275 млн долларов. Моторный завод будет выпускать три версии двигателя объемом 1,6 л Duratec, который будет устанавливаться на автомобили Ford, произведенные в том числе и во Всеволожске.

Российские двигатели получат модели Ford Fiesta (седан и хэтчбек), новый Ford Focus и кроссовер EcoSport. Годовая мощность завода на первом этапе составляет 105 тыс. двигателей с возможным дальнейшим увеличением до 200 тыс. двигателей в год. Не менее 30% производимых в России автомобилей Ford будут оснащаться локальными двигателями.

Петербургский завод Hyundai, изначально имеющий полный цикл производства, объявил о выходе на экспорт. Корейско-российские авто уйдут на продажу в страны Таможенного союза и Азии.

В августе на заводе «Ниссан» в Петербурге был запущен новый цех штамповки. Первая деталь, которая была там произведена, – панель крыши модели Nissan Qashqai (в настоящий момент на заводе идет предсерийная сборка этой модели). В ближайшее время начнется производство панелей для Nissan X-Trail, а также всех остальных моделей, которые выпускает завод.

Летом инженерный отдел завершил пусконаладочные работы автоматического прессового комплекса Tandem IHI 5400, который позволяет поддержать объем производства завода свыше 115 тыс. автомобилей в год. В цехе будут работать 34 сотрудника в смену.

«Запуск штамповочного производства на нашем предприятии в Петербурге дает нам возможность стать заводом полного цикла производства, – отметил генеральный директор предприятия Дмитрий Михайлов. – Это позволит сократить запасы прессовых деталей на складе, поскольку они могут штамповаться синхронно со сборочным конвейером».

Несмотря на сокращение продаж в 2015 году, компания расширяет производство и локализацию в России, ведь наш рынок по-прежнему является одним из приоритетных.


МЕЖДУ ТЕМ

По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», в январе – июле 2015 года петербургские автозаводы – Hyundai, Toyota, Nissan и GM – выпустили около 170 тыс. новых легковых автомобилей. Это на 22% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В итоге доля петербургского автопрома в общероссийском производстве машин по итогам семи месяцев немного сократилась – до 22%.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (5545) от 16.09.2015.


Комментарии