Модернизацию обложат податью
На прошлой неделе петербургский парламент принял законопроект, освобождающий предприятия северной столицы от налогообложения имущества возрастом не старше трех лет. Речь в основном идет о промышленном оборудовании и транспортных средствах, хотя в означенную категорию попадут и другие виды «движимости».
Иллюстрация Tatiana-Popova/shutterstock.com
Законодательная инициатива петербургских парламентариев знаковая. С одной стороны, она поддержит местных производителей, которым не придется изымать из оборота средства для дополнительных налоговых выплат. С другой - подобное решение нетипично для России, ведь федеральная казна не отказалась от идеи взимать деньги за средства производства.
Изюминка момента в том, что наши депутаты воспользовались коротким отрезком времени до принятия новых федеральных норм, чтобы успеть одобрить городской закон, в котором прописаны налоговые освобождения для движимого имущества. Другие регионы России, не успевшие изменить свои нормативы, будут жить по федеральным. То есть промышленники заплатят за средства производства сполна.
В законе о бюджете на 2018 год помимо «налога на модернизацию» вводится сразу три новых платежа: пошлины на импорт станков и оборудования, утилизационный сбор (7%) на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения, инвестиционный сбор (25%) в морских портах. Уже существующие сборы индексируются: например, утилизационный сбор на автомобили - на 15%.
Из-за роста утилизационного сбора налоговая нагрузка ощутимо вырастет для тех, кто покупает новые станки и машины. По предварительным оценкам, это вынет из карманов производственников 40 млрд рублей. В общей сложности предпринимателям в следующем году придется доплатить государству около 150 млрд рублей.
Согласно проекту федерального бюджета на 2018 год, на 11% могут вырасти страховые взносы для индивидуальных предпринимателей, ЕДВ - на 4%, в полный рост покажут себя налоги на движимое имущество (1,1%) и на недвижимость - с кадастровой стоимости объектов.
«Дело даже не в сумме. Объекты, на которые увеличивается нагрузка, связаны с конкурентоспособностью, с инвестициями, с приоритетами развития экономики страны, - подчеркнул сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик. - Сделав неосторожный шаг в этом направлении, мы в итоге можем получить результат, который сведет на нет положительный эффект от новых сборов в бюджет».
Ранее главы четырех крупнейших бизнес-объединений - РСПП, «Деловой России», Торгово-промышленной палаты и «Опоры России» - обратились с жалобой на правительство к президенту Владимиру Путину, писала газета «Ведомости».
Глава РСПП Александр Шохин отметил, что сумма дополнительной налоговой нагрузки на момент написания обращения составляла 100 млрд рублей, на деле же сумма дополнительного бремени превысит 175 млрд руб. При этом мораторий на рост налоговой нагрузки президент РФ ввел еще в 2014 году, и мораторий этот будет действовать до конца 2018 года.
Но это в теории. На практике с тех пор появилось множество платежей и сборов, которые формально налогами не являются. В начале 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министерствам «воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов, предусматривающих новые платежи, пока не будет принят закон о них. Однако это не помешало повышать и налоги, и общую фискальную нагрузку, посетовали предприниматели.
Ставку налога на движимое имущество, с которого мы начали наш рассказ, будут устанавливать регионы, но она не может превышать 1,1%. Субъекты России могут устанавливать дополнительные налоговые льготы, как это сделал Петербург. Налог на модернизацию по всей стране начнет действовать уже в 2018 году.
Рост налогов неизбежно приведет к сокращению инвестиций, росту цен на средства производства и конечную продукцию практически по всем отраслям, предупреждает бизнес-сообщество главу государства. Это в конечном счете вызовет рост цен на потребительские товары, подорожают и жилищно-коммунальные услуги. С учетом крайне низкого роста реальных доходов населения (а кое-где и сокращения оных) это может привести к негативным социальным последствиям. Особенно в тех регионах, где не сформировалась диверсифицированная экономическая модель.
Комментарии