Мирные аргументы атома

В конце ноября прозвучали официальные заявления о том, что, возможно, крупные российские энергетические проекты в Турции будут заморожены. Минэкономразвития в числе таких проектов назвало и строительство АЭС «Аккую» в турецкой провинции Мерсин. Пока обе стороны подсчитывают потенциальные потери, и на другие проекты «Росатома» за рубежом пала тень.

Так, возникли сложности со строительством второй очереди АЭС «Пакш» в Венгрии – единственной АЭС в стране. Чтобы пролить свет на ситуацию, «Росатом» предоставил нескольким российским журналистам возможность своими глазами увидеть, что сейчас происходит на венгерской станции. Среди них была и корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей».

Мирные аргументы атома | Тренировочный центр АЭС «Пакш» – база подготовки специалистов для атомной энергетики всей Западной Европы.<br>ФОТО Максима ЖАРАВИНА

Тренировочный центр АЭС «Пакш» – база подготовки специалистов для атомной энергетики всей Западной Европы.
ФОТО Максима ЖАРАВИНА

Сделано в России

На площадке электростанции «Пакш» совсем нет ощущения, что находишься на АЭС: обустроенная территория украшена газонами, а административно-хозяйственный блок станции вообще похож на гостиницу. Впрочем, примерно так же благоустроена и территория нашей ЛАЭС.

Из отличий: на российских станциях нельзя фотографировать объект снаружи, а здесь, наоборот, изнутри. В холле здания, где расположился музей станции и самого города Пакша (в честь него станция и названа), по полу плавают виртуальные рыбки, детище проектора. «Это символ того, что мы дружим с природой», – поясняет Павел Сербин, эксперт ЕС по атомной энергетике, взявшийся провести для нас экскурсию по станции.

Станция «Пакш» не просто один из генерирующих объектов, она открывает путь для будущего энергетики всей Венгрии. На АЭС вырабатывается более 40% всей потребляемой и более 54% всей производимой в стране энергии. Четыре энергоблока общей мощностью 2000 МВт питают национальную сеть. Станция была построена советскими специалистами в 1982 году, и по сей день она работает на российском топливе. Проект АЭС в Пакше был приведен в соответствие с требованиями Евросоюза. Все системы безопасности постоянно совершенствуются усилиями российских специалистов. Недавно срок эксплуатации первого энергоблока был продлен на 20 лет, то есть до 2032 года, четвертого – до 2037-го.

Мы находимся в смотровом коридоре, из которого с высоты можно наблюдать за тем, что происходит в реакторном зале. Здесь же находится камера слежения, которая направляет сигнал прямо в офис МАГАТЭ. Система автоматического радиационного контроля измеряет уровень радиации. На табло видно: все в норме.

На наших глазах началась перегрузка топлива специальным агрегатом, напоминающим большую трубу. «На реакторах типа ВВЭР нет романтики в этом процессе. То ли дело наш РБМК», – загадочно заметила Светлана Афанасьева, специалист управления информации и общественных связей ЛАЭС.

Действительно, по водо-водяному реактору потоптаться (в буквальном смысле) не получится: все закрыто крышкой. Отработанное ядерное топливо (ОЯТ) и радиоактивные отходы (РАО) хранятся тут же – в бассейнах выдержки, откуда через пять лет их отправляют во временное хранилище. Оно находится неподалеку.


На днище

Тренировочный центр станции в Пакше – точная копия настоящего реактора. Здесь выставлены главные компоненты станции, причем настоящие. На действующем энергоблоке все эти агрегаты установлены там, где высок уровень радиации, в том числе в первом контуре. Значит, при неполадках устранять их придется очень оперативно: под воздействием радиации дозволено находиться лишь ограниченное время. Уникальный для Западной Европы центр создан для того, чтобы детально отрабатывать внештатные ситуации в безопасных условиях.

Воспользовавшись уникальной возможностью, мы спустились по узкой лестнице в жерло парового котла, на днище реактора. Именно сюда – на действующем энергоблоке – загружается урановое топливо и разогревается до высоких температур.

«Жарковато тут у вас», – сказал кто-то из журналистов. «По сравнению с температурой в первом контуре (она достигает 300 градусов по Цельсию. – Прим. ред.) это еще нормально», – шутит сотрудник центра Тибур Лукачи. Он работает на станции 20 лет, в разные годы занимался эксплуатацией и ремонтом энергообъекта. Сегодня Тибур помогает действующим сотрудникам станции проходить обучение и повышать свою квалификацию.

Работа в атомной отрасли считается у венгров престижной. В расположенный неподалеку от станции Музей атомной энергии, опять же единственный в Венгрии, водят экскурсии даже для малышей – чтобы будущие атомщики постигали основы профессии «с пеленок». Бывают тут и школьники, и студенты. На площади 2 тыс. кв. м разместились экспонаты, которые так или иначе связаны с историей станции: старые документы, раритетная техника, компьютеры из 1980-х. Здесь можно взобраться на огромную машину для вкручивания болтов в крышку реактора – гигантский гайковерт российского производства, а также примерить одежду атомщиков.

«Специалистов сейчас нам хватает, но в будущем для работы на новых блоках понадобятся квалифицированные работники. Так мы пытаемся привить им интерес к профессии», – объясняет сотрудник музея Ференц Руфф.


Вторая очередь

В 2018 году силами «Росатома» планируется начать строительство второй очереди станции – еще двух реакторов по 1200 МВт каждый. В 2025 и 2026 годах они должны дать первую энергию. В основу заложен российский проект «АЭС-2006», объединяющий самое современное поколение АЭС с наивысшим возможным уровнем безопасности «3+». Кстати, по аналогичному проекту сейчас строится ЛАЭС-2 в Сосновом Бору.

«Росатом» предложил венграм хорошие условия: 10 млрд евро государственного кредита на 21 год на выгодных условиях. Остальные 2,5 млрд евро вложит венгерское правительство. После выплаты кредита станция останется в собственности Венгрии. Ни один другой подрядчик подобного не предлагал.

Условия соглашения подразумевают, что локализация в проекте составит 40%, это позволит венгерским компаниям заработать 4 – 5 млрд евро. Став поставщиком «Росатома» в Пакше, венгерские компании получали возможность участвовать в других иностранных проектах этой российской корпорации.

Тем не менее у атомной энергии, особенно из России, есть противники. «Эти вложения никогда не окупятся», – говорят они. В действительности за 60 лет (а именно на столько рассчитаны новые энергоблоки) при условии выгодного российского госкредита энергия станет еще дешевле: если сейчас на выработку 1 МВт уходит 102 евро, то на «Пакш-2» эта сумма уменьшится до 55 – 57 евро.


Не попасть в кабалу

«В нашей стране должна развиваться альтернативная энергетика», – продолжают оппоненты. Однако не стоит забывать, что пока возобновляемые источники энергии очень дороги: в странах, активно развивающих ВИЭ, сегодня свыше половины затрат на производство «зеленой» энергии субсидируется государством.

Противники атомной энергии есть во всех странах, где работают АЭС. Однако в данном случае реализации проекта препятствует Евросоюз. Контракт на поставку российского топлива заключен на 20 лет. Однако ЕС заявил, что такие долгосрочные договоренности нежелательны, поскольку это «противоречит принципам свободы конкуренции». Услышав это замечание, венгры перезаключили контракт на 10 лет.

Помимо этого ЕС начал расследование еще по двум статьям. Первая касается неправильной процедуры проведения конкурса на строительство АЭС (стороны просто заключили межгосударственное соглашение). Вторая относится к госфинансированию: законы ЕС запрещают поддержку капиталовложениям, которые давали бы преимущество конкретному предприятию. На все эти замечания должно ответить венгерское правительство, из-за чего, вероятно, сроки запуска проекта реконструкции АЭС могут сдвинуться, полагает Павел Сербин. Обнадеживает то, что раньше венгерскому правительству удавалось склонить Евросоюз в свою сторону.

«Станция будет построена», – уверен инженер-атомщик Жолт Харфас. Венгрии некуда деваться: сегодня около половины потребляемой энергии приходится покупать в соседних государствах. По прогнозам национального оператора Венгрии, к 2030 году в стране придется чем-то заменять устаревшие станции, работающие на угле и газе, которые представляют опасность для экологии.

«Пусть противники атомной энергетики думают, чем их замещать, – считает Жолт Харфас. – Венгрия заинтересована в том, чтобы производить энергию на своей территории. Если не строить новые блоки АЭС, то через десять лет наш импорт электроэнергии составит 70 – 80%. В таком случае Венгрию могут просто обесточить, и мы попадем под чью-нибудь энергозависимость».

Будапешт – Петербург




Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5612) от 23.12.2015.


Комментарии