Международный валютный фонд улучшил прогноз развития экономики России на 2024 и 2025 годы

Такой вывод следует из опубликованного на днях доклада организации. Согласно исследованию, в текущем году российский валовой внутренний продукт увеличится на 2,6 % вместо ожидавшихся ранее 1,1 %

Международный валютный фонд улучшил прогноз развития экономики России на 2024 и 2025 годы | ФОТО ThisisEngineering RAEng on Unsplash

ФОТО ThisisEngineering RAEng on Unsplash

При этом в 2025‑м показатель может вырасти на 1,1 %, а не на 1 %, как предполагалось прежде. Кроме того, аналитики МВФ в очередной раз пересмотрели в лучшую сторону оценку по экономике России за минувший год. В условиях продолжающегося санкционного давления ВВП страны вернулся на траекторию роста и прибавил 3 %.

Повышение прогноза по российской экономике сразу на 1,5 % — самое большое среди экономик других стран, о которых говорится в докладе МВФ. Западный фонд рисует более радужную картину, чем даже прогнозы властей РФ. Банк России, к примеру, ждет рос­та экономики в этом году всего на 0,5 – 1,5 %. Министерство экономики традиционно более оптимистично и прогнозирует рост ВВП в нынешнем году на 2,3 %. Такую разницу прогнозов прокомментировал даже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Это очень любопытная информация. Вы видите, что очень большой идет спред в прогнозах… Это говорит о том, что потенциал прогнозирования относительно сужен, наверное, поэтому настолько разные точки зрения. Но, безусловно, это небезынтересно», — сказал он.

В 2023‑м МВФ, наоборот, строил относительно российской экономики очень пессимистичные прогнозы. Фонду приходилось в течение года каждый раз менять свои ожидания в сторону роста и признавать, что санкции работают плохо, что экономика РФ с ними прекрасно справляется. И даже прогноз МВФ по итогам года в 3 %, скорее всего, не дотянет до реального результата. Рост ВВП России в минувшем году посчитают окончательно к середине февраля, но Владимир Путин в декабре говорил об ожиданиях роста на уровне 3,5 – 4 %. На этом фоне неожиданно высокий ­прогноз на новый год в самом его начале несколько насторожил. Не завышает ли МВФ специально ожидания, чтобы в течение года был повод снизить прогноз и указать, что российская экономика не справляется?

Аналитики фонда связывают это с крупными военными расходами и объемами внутреннего потребления на фоне роста зарплат из‑за высокого спроса на рабочую силу. «Общая картина определенно такова, что российская экономика растет лучше, чем мы прогнозировали», — приводит РИА «Новости» слова главного экономиста и директора департамента исследований МВФ Пьер-Оливье Гуринши.

Напомним, после начала СВО западные страны стали объявлять о беспрецедентных по своему масштабу экономических санкциях против России. По информации специализированной базы данных Castellum.AI, всего в отношении Москвы сейчас действует уже почти 18,8 тыс. различных ограничений (16,1 тыс. из них были введены с 22 февраля 2022‑го). Это больше, чем против Ирана, Сирии, КНДР, Белоруссии, Венесуэлы, Мьянмы и Кубы вместе взятых. ­Рестрикции затронули энергетику, финансовый сектор, банковскую отрасль, авиацию и торговлю. Наряду с этим была заморожена почти половина золотовалютных резервов страны (на $ 300 млрд), а многие международные компании объявили об уходе из РФ. В условиях такого внешнего давления изначально эксперты Международного валютного фонда ­прогнозировали падение экономики России на 8,5 % в 2022 году, а некоторые аналитики предрекали обвал на 10 – 25 %. Однако реальный спад составил лишь 2,1 % и оказался даже менее глубоким, чем в пандемийном 2020‑м (2,7 %) и кризисном 2009‑м (7,8 %). Причем еще в середине 2022 года экономисты МВФ предполагали, что в 2023‑м ВВП РФ продолжит сокращаться и упадет на 3,5 %.

Впрочем, эти ожидания тоже не оправдались. Более того, по данным российских властей, итоговые темпы роста валового внутреннего продукта за прошлый год могут оказаться выше подсчитанных фондом 3 %. Об этом ранее заявлял глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников. «Первую оценку итогов 2023 года мы ожидаем чуть позже, но по тем предварительным данным, которые у нас были по итогам 11 месяцев, наша оценка ­роста экономики минувшего года — 3,5 %. Вполне возможно… если параметры до­оценки будут такие же, как они были предыдущие два года, то итоговый темп роста нашей экономики по 2023 году может составить около 4 %», — цитирует ТАСС министра.

В интервью RT Решетников отметил, что экономика оказалась «существенно крепче и гибче», чем многим казалось еще в 2022‑м или даже в начале 2023‑го. Например, «достойные результаты» показывает обрабатывающая промышленность и одновременно «хорошо растут» сельское хозяйство с пищевой отраслью. «Предприниматели проделали огромную работу по перенастройке логистики, цепочек поставок, расчетов, выходу на новые рынки, переориентации экспорта и импорта, увеличению производства и поиску кадров. И, конечно, решающую роль сыграли люди, работники, потому что в конечном итоге они создают добавленную стоимость… Поэтому экономика чувствует себя неплохо и проходит все вызовы достаточно уверенно», — объяснял глава МЭР.

Помимо этого уверенный рост ВВП в прошлом году мог быть связан с высокими ценами на российские энергоресурсы и другие экспортные товары. Такую точку зрения выразил заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов. «Тем не менее самое главное для нас — это высокая инвестиционная активность государственного сектора и большой уровень спроса со стороны населения. Именно эти факторы стали локомотивами роста», — добавил эксперт.

Доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова Ильяс Зарипов высказывает несколько другую точку зрения: «МВФ учитывает производство любой продукции и услуг, а Россия продолжает наращивать производство вооружений и товаров военного и двойного назначения, соответственно, «разгоняя» сопутствующие виды промышленности: металлургию, добычу полезных ископаемых, электро­энергетику, текстильное производство, обувную промышленность, производство электронных товаров, агропромышленный комплекс и др. То есть драйвером роста стал ВПК, который, как локомотив, тянет вперед другие отрасли российской промышленности».

В Международном валютном фонде также улучшили прогноз роста мировой экономики на текущий год (с 2,9 до 3,1 %), но оставили неизменной оценку на 2025‑й (3,2 %). При этом в 2023‑м объем глобального ВВП тоже вырос сильнее, чем ожидалось ранее (на 3,1% вместо 3 %). Позитивную оценку в МВФ объяснили устойчивостью экономик США и ряда крупных развивающихся стран, прежде всего Китая, за счет мер бюджетной поддержки. Еще в октябре аналитики организации прогнозировали рост ВВП в КНР и Соединенных Штатах в прошлом году на 5 и 2,1 %, соответственно. Между тем итоговые значения превзошли ожидания и составили 5,2 и 2,5 %.

В то же время динамика экономического роста в Европе, напротив, оказалась хуже прогнозов. Так, по итогам прошлого года валовой внутренний продукт еврозоны вырос лишь на 0,5 вместо 0,7 %. А крупнейшая экономика региона — немецкая — вошла в рецессию и сократилась на 0,3 %. Ухудшение европейских показателей во многом связано с последствиями жесткой санкционной политики Запада в отношении России. Такое мнение высказал доцент Финансового университета при правительстве РФ Сергей Суверов. «Экономика ФРГ переживает не лучшие времена. Это обусловлено заметным сокращением поставок энергоресурсов из РФ и потерей российского рынка, который был важной площадкой для сбыта немецких товаров. Одновременно Китай стал закупать у Германии меньше машин и оборудования, поскольку сам научился делать ряд необходимых промышленных товаров. Если говорить в целом про еврозону, ситуация там напряженная из‑за трудностей Германии, высоких ставок и удорожания энергии», — пояснил Суверов.


#МВФ #экономика #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (7596) от 05.02.2024 под заголовком «МВФ предсказывает рост».


Комментарии