Место под солнцем

В июне северная столица принимает почетных гостей разнообразных форумов: юридического, транспортного, банковского, международного экономического. С трибун высоких собраний льется много слов во славу Петербурга, о его весе в народном хозяйстве и заманчивых перспективах в области судостроения, недвижимости и проектов развития инфраструктуры. Но многое из сказанного, увы, останется на бумаге. Почти все, на чем строится экономический базис Петербурга, было создано ранее. Судостроение, говорите? Его процветание строится исключительно на оборонном заказе, а не частных инвестициях. Город на Неве здесь – понятие географическое, а не экономическое. Кластеры новых производств? Сегодня развиваются те, что получили импульс в начале 2000-х годов. А вот существенного задела на будущее у городской экономики пока нет. Кроме концепций, конечно.

Место под солнцем | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Крепкий середнячок

Чтобы знать, куда двигаться по «хозяйственной карте», нужно понимать свое место в глобальном разделении труда. Обычно Петербург сравнивают с другими мегаполисами России (в основном с Москвой). Что ж, проанализируем. По ключевым показателям – размеру городской казны, валовому региональному продукту (ВРП), вкладу в государственные финансы – наш город уютно разместился между столицей и регионами-донорами. Эдакий крепкий середнячок.

По доходам бюджета Петербург почти в четыре раза уступает Москве, зато в два с лишним раза превосходит Краснодарский и Красноярский края, а также Свердловскую область. Примерно та же ситуация и по ВРП, хотя здесь конкуренцию северной столице составляет Тюменская область (с округами). Нефть и газ делают свое дело.

В 2014 году петербургский ВРП достиг 2,5 трлн рублей, московский – более 12 триллионов, Московской области – 2,5 триллиона, вышеуказанных краев и областей – от 1,2 до 1,7 трлн рублей. Тюменцы обошли всех, кроме Москвы. Конечно, если считать отдельно Тюменскую область и отдельно – округа, то Петербург обгонит только Ханты-Мансийский округ.

По объему промышленного производства наш город опережает своих сырьевых конкурентов и даже Московскую область. Что показательно, если учитывать разницу в численности населения. В Подмосковье живут на 1 млн человек больше, чем в северной столице. Кстати, по численности населения Петербург вовсе не второй субъект Федерации. Нас обогнали Москва, Московская область и Краснодарский край.


Вокруг света

Теперь найдем место Петербурга на урбанистической карте мира. До агломераций первого эшелона – Токио, Пекин, Шанхай, Нью-Йорк и пр. с населением до 40 млн человек – нам далеко. До второго эшелона – агломераций по 18 – 20 млн жителей (Париж, Лондон, Северный Рейн) – нам тоже не дотянуть. Даже если сложить живущих в Петербурге и Ленобласти, получим 7 миллионов.

Но если взвесить города Северной Европы, то петербургская агломерация даст фору и Копенгагену, и Хельсинки (тоже, кстати, миллионник), и Стокгольму с Гетеборгом. Учитывая развитые экономические связи с этим макрорегионом, Петербург имеет шансы занять там важную народно-хозяйственную позицию. Речь, конечно, идет о частных инвестициях и развитии технологичных производств.

Какие у нашего города аргументы в пользу подобной кооперации? Первый: масштаб и разнообразие экономики. Есть промышленный потенциал, который имеет ресурсы для роста. Некоторые отрасли, представленные у нас (металлургия и металлообработка, химия), практически ушли из североевропейских городов в Китай.

Второй аргумент: квалифицированная и не столь дорогая, как в ЕС, рабочая сила. Добавить сюда финскую или шведскую профессиональную подготовку – и мы получим громадный и качественный рынок труда для развития множества инвестиционных проектов.

Третий аргумент: инвестиционная привлекательность Петербурга. Не секрет, что по уровню развития инфраструктуры наш город пока уступает и Стокгольму, и Копенгагену. Значит, есть колоссальный рынок для государственно-частного партнерства в сфере строительства метро, линий скоростного трамвая, автодорог, мостов и пр. Такие проекты в Петербурге более прибыльны, чем иные аналоги в Евросоюзе или Африке.

Что дадут нам североевропейские партнеры? Первое: технологии в промышленности, строительстве, развитии города. Собственно, финны и шведы давно в нашем городе этим и занимаются. Год назад, в преддверии Петербургского международного экономического форума, мы детально раскрыли степень вовлечения финского бизнеса в промышленность северной столицы.

Второе: повышение квалификации персонала. Каждая корпорация, открывающая свои производства в нашем городе, начинает с обучения персонала. По-другому никак: техника ушла вперед, и старые навыки уже не пригодятся. Недавно фирма Kone открыла курсы переподготовки спецов по обслуживанию лифтов – для всего ЖКХ Петербурга. И таких примеров становится все больше.


Импорт на экспорт

На третьем пункте остановимся подробнее. Если Петербургу удастся сочетать успешную работу на внутреннем и внешнем рынках, городская экономика переживет любой кризис. Так уж повелось, что крупные потрясения «там» (2008 год, например) не совпадают с проблемными временами «тут» (1998, 2014 гг.).

Петербургские заводы умеют выполнять заказы для оборонки, но даже в этой сфере ощущается потолок нашего технологического развития. Российскому военно-морскому судостроению нанес колоссальный урон развал кооперации с предприятиями стран бывшего СССР. Кто от этого страдает больше? Сборочное предприятие, которое должно в срок получить все необходимое оборудование. В нашем случае – судоверфь.

Вывод прост: Петербургу как воздух нужна экспортно ориентированная промышленность. Для ее развития необходимы три вещи:

а) инвестиции, поскольку у наших предприятий резервов для развития недостаточно, а кредиты дороги;

б) технологии, потому что не надо изобретать велосипед, а собственных станков и производственных линий у нас не появится еще долго;

в) рынки сбыта продукции и совместные проекты, которые работают уже сейчас и будут идти дальше в Северную Европу.

Для Финляндии или Швеции Петербург – удобный мостик на пути в нашу страну с ее колоссальным рынком. Но это не просто «окно в Россию», а производственно-технологический и научный центр. Город, каких нет и не будет больше в Северной Европе. Уникальный экономический продукт, который мы пока не очень хорошо умеем продавать. Но, не сомневаюсь, научимся.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (5477) от 11.06.2015.


Комментарии