Мебельная пауза

Мебельная индустрия – одна из важнейших составляющих петербургского ширпотреба. От 2015 года мебельные фабрики ждали бума продаж, однако их надежды не оправдались. Доля расходов на покупку этих изделий в семейном бюджете среднестатистического россиянина сократились до минимального уровня.

Мебельная пауза  | ФОТО Rawpixel/shutterstock.com

ФОТО Rawpixel/shutterstock.com

Наибольший удар рыночной стихии пришелся не на фабрики, а на продавцов. По данным компании «Международный мебельный кадровый центр» (ММКЦ), закрылась крупнейшая сеть из 140 магазинов «Диваны и кресла», задолжав поставщикам и сотрудникам.

Сложности у продавцов отразились и на производственном секторе. В Петербурге покинула рынок фабрика «Оптима мебель», в Москве в сложнейшую ситуацию попал производитель кухонь «Форема». В целом по стране закрылись или перепрофилировались более 890 мелких и средних производителей мебели и специализированных магазинов. В перспективе аналитики прогнозируют продолжение падения отечественного мебельного рынка и 30% банкротств.

В худшем положении оказался импорт. До 2014 г. деревянную мебель привозили в Россию более чем из 30 стран, в основном из Китая. На втором месте была Италия, на третьем – Польша.

Исходя из опроса продавцов-консультантов крупных мебельных ТЦ Петербурга, отныне импортная дорогостоящая мебель будет завозиться только по предоплате более 50% (желательно в евро). Это гарантия того, что мебель будет-таки выкуплена клиентом. Сами зарубежные поставщики мебели отреагировали на удешевление рубля по-разному. Так, некоторые немецкие компании снизили отпускные цены своим российским партнерам, а вот итальянские производители, наоборот, увеличили закупочные цены.

«Многие компании-поставщики импортной продукции в среднем ценовом сегменте сейчас открывают собственные производства, – отметил глава ММКЦ Сергей Александров. – Так, очень интересную коллекцию, произведенную в России, представляла в мае на мебельной выставке в «Крокус Экспо» в Москве компания Homesegreto. Ранее она везла все из Италии, Испании, Румынии».

Другое дело, что отечественный мебельный бизнес зависим от поставок импортных комплектующих. Обивочные ткани, фурнитура, клей, лаки, эмали, пленки – все это до сих пор поступает к нам из-за рубежа.

«Ситуация на рынке должна укрепить позиции российских мебельных компаний. Ведь они выпускают достойную продукцию, – констатирует Александров. – Но по факту этого пока не происходит. Немаловажные причины неудач – слабый менеджмент отечественных фабрик, отсутствие маркетинговой стратегии, неумение работать с персоналом».

Всем игрокам мебельного рынка ясно, что нужно что-то придумать, или придется покинуть этот сложный бизнес. Пока основные идеи сводятся к расширению среднего и дешевого сегментов, но не за счет «удешевления» старых моделей, а за счет выпуска упрощенных новых.

Однако «мебельный дауншифтинг» – зыбкая почва для быстрого заработка. В сложные экономические времена люди хотят купить шкаф или кровать дешевле, но качество новой обстановки квартиры не должно при этом страдать. Не найдя идеала в дешевом сегменте, клиенты попросту отказываются от покупки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5607) от 16.12.2015.


Комментарии