«Матрешка» садится за парту

В ретропараде уникальных автомобилей, прошедшем недавно в Петербурге, принял участие действующий самоходный экземпляр беспилотного электробуса «Матрешка». В эти же дни в павильоне «Экспофорума» был выставлен аналог от КамАЗа. Что же вызвало повышенный интерес отечественного автопрома к выпуску доселе невиданных образцов общественного транспорта?

«Матрешка» садится за парту |

От «гармошек» - к «микрошкам»

Автором «Матрешки» стала компания «Бакулин Моторс Групп» из Волгоградской области, известная как «Волгабас». Большие автобусы с «гармошками» этого производителя успешно работают на самых загруженных петербургских маршрутах - № 3, 24, 39, 130 и пр.

Но сегодня разговор не о «гармошках». Инновационный микроавтобус-беспилотник рассчитан на 8 - 12 пассажиров и управляется компьютером с самообучаемым программным обеспечением. При максимальном заряде батареи микроавтобус может проехать 130 км, его максимальная скорость - 30 километров в час. Стоимость опытного экземпляра «Матрешки» - 8,5 млн рублей, почти как у длинного собрата с «гармошкой». Маленький электробус серийного выпуска будет стоить 3,5 млн рублей. Запустить «Матрешку» в серию планируется уже в 2018 году.

И все бы хорошо, если бы не одно «но»: развитию подобных проектов мешает отсутствие закона об использовании беспилотного транспорта. Сейчас в законодательстве России не существует даже такого статуса - «автономный беспилотный транспорт».

Получается, что «Матрешки» как бы нет, хотя она уже удивляла прохожих на Невском проспекте. Из-за отсутствия правовой базы самоходной «Матрешке» пришлось «нанять» живого водителя. Но даже в этом случае представители петербургского ГИБДД с особым пристрастием изучали документы неведомого «зверя».

«Этим образцом мы практически доказали, что в России можно выпускать беспилотники, - сказал гендиректор компании Алексей Бакулин. - Надеемся, что в 2017 году, пока идут испытания наших опытных экземпляров, будет принят закон хотя бы об использовании беспилотного транспорта на закрытых территориях. Закон об использовании беспилотного транспорта на городских улицах необходим не позже 2019 года. Иначе российские производители такой техники не получат преимущества перед зарубежными конкурентами, и мы не сможем к 2025 году выйти на внешний рынок. Более того: отрасль может безнадежно отстать от мирового автопрома. К слову, в Германии и США закон «О беспилотном транспорте на дорогах общего пользования» уже принят».

Разработки такого транспорта за рубежом ведутся активно. Например, Volkswagen анонсировал электробус, очень похожий на российскую «Матрешку».

Конь как «шаттл»

Автобусами-беспилотниками активно занимается еще один отечественный автозавод - КамАЗ. Большие автобусы с эмблемой резвого скакуна также прижились на петербургских улицах.

Камазовский беспилотный микроавтобус разработан специалистами московского Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института в сотрудничестве с инженерами из Набережных Челнов. Концепция их автобуса «Шаттл» во многом схожа с «Матрешкой».

«Наши уважаемые конкуренты - это отечественные автомобильные корпорации, имеющие мощную господдержку, - отмечает Алексей Бакулин. - Поэтому небольшим производителям важно попасть в тот сегмент рынка, куда этим «богатырям» заходить пока неинтересно».

По заверениям производителей, «Матрешка» разрабатывалась с учетом петербургской специфики. Ниша нового микроавтобуса - перевозка туристов по излюбленным ими историческим маршрутам, где нужны именно такие - юркие, тихие и экологически чистые — машины.

Собирать инновационную технику будут на двух площадках - на действующем заводе под Волгоградом и на будущем предприятии во Владимирской области. Сейчас там построено около 49 тысяч кв. метров производственных площадей. Это будет завод полного цикла, включающий линии по производству нескольких видов техники: газомоторной, дизельной и электробусов, в том числе и беспилотников.

На данный момент выпущено пять опытных образцов «Матрешки», до конца года сделают еще десять. Первый этап проекта - испытание электробуса на закрытых территориях. Помимо Петербурга беспилотные автобусы уже протестированы в Сочи и подмосковном Сколкове. Следующий этап испытаний - запуск тестовых маршрутов на Дальнем Востоке.

Первенство старших

В перспективе практическое применение универсальной беспилотной платформы «Матрешки» кроме пассажирского формата предполагает грузовую и коммунальную модификации. «Готовы проекты пассажирских моделей на 4 - 6 и 20 посадочных мест, - отмечает Алексей Бакулин. - Опытный образец автобуса на 20 мест будет выпущен до конца 2017 года. Также в этом году появится грузовая версия».

Параллельно с началом производства беспилотников «Волгабас» выполнил самый масштабный заказ. Для Петербурга было выпущено 125 больших автобусов, которые в 2018 году будут обслуживать игры чемпионата мира по футболу. Всего в 2017-м планируется выпустить не менее 600 машин большой и очень большой вместимости.

В результате старший брат «Матрешки» - автобус «СитиРитм-18» - уже стал чемпионом России по вместимости. В час-пик он способен взять на борт до 182 пассажиров. Но конкуренты не дремлют, и Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) уже показал в Петербурге своего рекордсмена - машину, способную перевезти до 200 человек. Подобные автобусы будут обслуживать фанатов во время проведения Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, а до этого успеют поработать на маршруте № 24.

#автопром #автбус #беспилотник

Комментарии