Марки в законе

В этом году шаг за шагом исполняется двадцать пять лет событиям 1991 года, которые завершились распадом СССР в декабре.  В ряду важнейших, но не замеченных тогда народом, и дата 3 декабря. В тот день банки начали продавать (и покупать) валюту гражданам СССР без ограничений и без связи с поездками за рубеж.

Марки в законе  | РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

Нельзя сказать, что россияне, которые в те дни пытались отоварить карточки и превратить рубли во что-то полезное (магазины, торгующие по государственным ценам, были пусты), моментально кинулись за долларами, немецкими и финскими марками. Либерализация валютной торговли (а за нее еще в середине 1980-х можно было получить статью вплоть до высшей меры) продвигалась медленно.

Во-первых, возможность свободно купить «баксы» не рекламировалась.

Во-вторых, на начальном этапе валютной либерализации валюты не хватало чисто физически, коммерческих банков было мало, лицензии на соответствующие операции имели немногие.

В-третьих, сработала инерция мышления. Мысль о том, что обмен родных бумажек с портретами Ленина на чужеродные - обычная финансовая операция, проникала в массовое сознание постепенно.

В-четвертых, на досках котировок не словами, а цифрами была написана страшная правда: страна потерпела экономическую катастрофу, а ее деньги обесценились. Правда, до большинства россиян это дошло лишь в январе 1992 года, когда были отпущены цены на товары.

Прежние мифические курсы, которые печатались в официальных газетах долгие годы (по ним доллар стоил около 70 копеек), ушли в прошлое. Мифические - потому что простой советский человек не мог зайти в учреждение госбанка и воспользоваться той таблицей из газеты. По тем курсам продавали свои деньги законопослушные иностранные туристы. Правда, при поездке за рубеж по турпутевке минимальную сумму рублей на деньги страны пребывания можно было обменять. Но к валютному рынку все это не имело отношения. Существовал, правда, еще и черный рынок валюты, но он был опасен.

А тут все легально. Вот только цены... Уже в начале декабря 1991 года доллар стоил около ста рублей, а солидные сбережения советской семьи, например, 7 тысяч рублей, были уже практически пшиком, а не легковым автомобилем. Правительство говорить об этом не хотело, но и люди не хотели в этом признаваться - сами себе. Есть и такие, кто до сих пор ждет «восстановления покупательной способности» сбережений советской эпохи.

«В Москве о начале операций обмена валюты известили четыре банка», - писал еженедельный журнал «Коммерсантъ-Власть» 9 декабря 1991 г. При этом «двухсторонние» операции по продаже и покупке проводил только Мосбизнесбанк. Банк скупал доллары в неограниченном количестве по курсу 117 рублей за 1 доллар США, а продавал их по цене 130 руб. В одни руки продавалось не более 200 долларов, ведь в стране был дефицит валюты. Потому банки сами устанавливали дополнительные ограничения типа требований доказать, что покупатель выезжает за рубеж. Другие банки «первого призыва» сперва и вовсе не продавали доллары.

На правило, что разница скупки и продажи не должна быть больше 10%, банки тогда плевали. Но скоро рынок отрегулировал все: летом 1992 года, впервые собираясь за границу (по студенческому обмену), автор этих строк узнал, что может купить доллары по обычному внутреннему паспорту. Были бы рубли...

Надо признать: другого пути кроме как либерализация валютного рынка у страны не было. Допуск на него граждан был последним актом. Еще 3 ноября 1989 года состоялся первый валютный аукцион Внешэкономбанка СССР, но участвовать в нем могли только предприятия - участники экспортно-импортной деятельности.

Необходимость реализации остатков средств в валюте на счетах экспортеров и острая потребность в валюте организаций-импортеров требовали создания нормального механизма конвертируемости. Нормального - значит по реальному курсу. Уже тогда, в ноябре 1989 года, на тех аукционах доллар уходил по 8,92 рубля. И дальше, по мере того как Советский Союз шел к развалу, рубль слабел. Итоги валютных аукционов ВЭБ не имели официальной силы, но они гораздо честнее отражали то, что тогда творилось в экономике.

Готовя эту публикацию, в старых газетах нашел информацию: 4 декабря 1991 г. подписан Договор о правопреемстве внешнего долга и активов СССР, предусматривающий создание Межгосударственного совета, в компетенцию которого будет входить контроль за соблюдением договоренностей между республиками по обслуживанию внешнего долга и за разделом активов. Беловежское соглашение, которое подписали 8 декабря, лишь для простых граждан стало неожиданностью.

Ну а 9 января 1992 г. уже в отдельно живущей России было учреждено ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» (ММВБ). Учредителями этой биржи стали Банк России и 30 крупнейших коммерческих банков.

Первоначально биржевой валютный курс формировался на сравнительно узком сегменте спроса-предложения и сильно отличался от складывающегося на внебиржевом рынке. Так, первый курс рубля по отношению к доллару США, зафиксированный на ММВБ, составил около 230 руб./долл. С 1 июля 1992 г. Центральный банк РФ ввел единый плавающий курс рубля по отношению к доллару США, в качестве которого стал использоваться курс, складывающийся на торгах ММВБ. Так мы и живем до сих пор.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5844) от 05.12.2016.


Комментарии