«Малыши» ждут единого портала
С 1 июля 2015 года в закупках крупных госкомпаний доля поставок от предприятий малого бизнеса должна быть не менее 18% (с учетом субподряда). Но практика показала, что и «малыши», и корпорации-гиганты не вполне удовлетворены друг другом. Петербургское некоммерческое партнерство «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса» провело «круглый стол», на котором обсуждали, почему субъектам малого и среднего предпринимательства нелегко достучаться до монополий.
ФОТО Марины ЛЫСЦЕВОЙ/ТАСС
Председатель «Клуба лидеров» Артем Аветисян поделился личным опытом. Его клуб провел «контрольные закупки» методом тайного покупателя. Предметами исследования стали такие гиганты, как «Газпром», «Россети», РЖД и КамАЗ. До заветной цели – контракта – соискатель не дошел ни в одном случае. Первую заявку так и не приняли, вторую и третью отклонили «по формальному признаку», а в четвертом случае тендер отменили. Выборка, конечно, не репрезентативная, но эксперты подтверждают, что результат вполне типичен для рынка в целом.
Закупки идут на так называемых электронных торговых площадках, которых насчитали 127. Одни солидные, другие явно «заточены» под конкретного покупателя. Вот типичные жалобы малых коммерсантов: сложно получить электронную подпись (на это уходит до 7 дней), а доступ на площадки платный, причем деньги проигравшим в торгах не возвращаются. Регистрация на площадке занимает до недели. При этом закон не ограничивает покупателей в требованиях к претенденту на контракт. В итоге 5-страничный список становится привычным делом.
«Сейчас нет четкого видения, как и что поменять, – пояснил Артем Аветисян. – Может, разумно оставить одну площадку, может, пять. Одно ясно: подходы к электронным торгам надо унифицировать».
С завистью смотрят российские бизнесмены на Южную Корею, где внедрили KONEPS – единый портал госзакупок. Регистрация там стоит всего 150 долларов и оформляется навсегда. Объем сделок – 75 миллиардов долларов в год. Игроки – 50 тысяч организаций-покупателей и 300 тысяч потенциальных продавцов. На обработку заявки уходит 30 минут, при этом современные компьютеры успевают пробить 140 баз данных: налоговая, сертификация и др.
Единый портал бережет время и сохраняет леса (не нужны миллионы страниц бумажных документов). Экономический эффект для государства – 1,5 миллиарда долларов. Конечно, перевод документооборота в онлайн непрост и недешев, особенно в такой большой стране, как Россия. Но он обязательно окупится. Например, в Южной Корее на это ушло полтора года, и сейчас там 75% госзакупок идет через малый бизнес.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Андрей Цариковский считает, что площадок может быть много (конечно, не больше ста), но связать их способен единый портал. Участница эксперимента, председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова отмечает, что в ее фирме (она является также действующей бизнесвумен) для отслеживания торговых площадок нанят отдельный специалист. Это затратно, но другого выхода нет: останешься без контрактов.
Увидеть потенциальный заказ – это полдела. Отдельного описания заслуживает подготовка документов. Требуют свежие, 3-дневные, а многие бумаги оформляют не менее 5 дней. Где-то запрашивают накладные за три года (это кипы бумаг), немало бумаг надо заверять нотариально. Фантазии корпораций безграничны: например, в списке условий может появиться вопрос: сколько у вас было за последние годы судебных процессов?
Но, допустим, все препоны пройдены. Победа? Не факт!
«На прошлой неделе в Сарове я подала заявку, она была лучшей по цене, – привела пример Дыбова. – Объем контракта – 8 млн руб. Я уже собиралась отпраздновать победу, но тендер отменили. Формальная причина – нужно уточнить техусловия. Это значит, что будут назначены новые торги и все документы надо оформлять с нуля».
Вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Анатолий Мещеряков заявил, что, если кто увидит в РЖД нарушения, нечестные закупки, звоните прямо ему. «На сайте РЖД есть телефон моей приемной», – сказал он, когда кто-то тут же попросил номер мобильного. Мещеряков призвал не создавать монополизм торговых площадок, ведь большое их число создает конкуренцию.
Что касается жестких требований, то они бывают вынужденные. «К нам тоже приходят проверяющие: у вас, мол, выиграла компания торги, а у них долг по налогам. Хоть этот долг и небольшой, но претензии к нам!» – пояснил он.
Заместитель генерального директора по финансам ОАО «Россети» Егор Прохоров сообщил, что 30% закупок его компании идет по прямым договорам с предприятиями малого и среднего бизнеса. С учетом субподряда этот уровень еще больше. «Мы сняли плату за участие, победитель оплачивает лишь допуск к процедуре», – пояснил он.
Участники дискуссии высказали интересное мнение. Корпорациям надо понять, что удел малого бизнеса не только поставки канцелярии или услуги по уборке помещений. Небольшие предприятия могут выпускать высокотехнологичную продукцию, оказывать наукоемкие услуги. Видимо, за этим будущее взаимоотношений крупных игроков рынка и тех, кто сегодня пытается выстроить дело с нуля.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (5493) от 06.07.2015.
Комментарии