Главная городская газета

Маленький свечной заводик

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

«Слоеный НДС» или два процента с сюрпризом

Правительство России приняло решение увеличить налог с 18 до 20%. Чем же это обернется для потребителей? Читать полностью

Как рождаются «Лидер» и гиганты

Крыловский научный центр испытывает ледоколы будущего. За процессом наблюдал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Строка в работу: в Петербурге появится гимн промышленности

В промышленной сфере Петербурга немало интересных новостей. В двух словах о насущном - в нашем материале. Читать полностью

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью
Маленький свечной заводик | ФОТО  Africa-Studio/shutterstock.com

ФОТО Africa-Studio/shutterstock.com

Казалось бы, рядовая новость: дочерняя фирма немецкого концерна Muller Kerzenfabrik AG открыла в Выборге большой завод парафиновых свечей. Первая линия уже запущена, с начала года предприятие отправило в скандинавские страны около 15 млн самых простых осветительных приборов. В июне выборжане начали выпускать чайные и прессованные свечи. На этом «свечном заводике» будут работать 250 жителей райцентра, инвестиции в проект составили 450 млн рублей.

Хорошо забытое старое

За выборжан и жителей Ленинградской области можно порадоваться: в регионе открываются новые предприятия, которые обеспечивают работой и укрепляют инвестиционный климат. Однако новость об открытии «свечного заводика», что называется, с двойным дном: для Выборга это не новое производство, а продолжение старых промышленных традиций, о которых самое время вспомнить в наши дни.

До войны экономика Выборга была очень разнообразной. По уровню диверсификации промышленности этот город можно было сравнить с Ленинградом – пожалуй, за исключением лишь некоторых отраслей. Выборжане не выпускали танков, автомобилей, трамваев и паровозов. Зато делали радиоприемники, светильники, мебель, парфюмерию, шили модные головные уборы и платья, варили отменное пиво, пекли хлеб, выпускали весь спектр молочной продукции и многое другое. Кстати, и свечи тоже.

Мыльно-парфюмерно-свечная слава Выборга ковалась в отдаленном районе Хави. Ныне это то ли центр, то ли промышленный угол города, где от множества старых предприятий остались унылые и заброшенные строения. Попасть в этот малоизвестный уголок можно, пройдя Ленинградский проспект от вокзала до конца, свернув налево на улицу Данилова, мимо высоких мельниц и складов, о которых мы уже как-то писали.

Здесь до начала 1950-х годов успешно работал комбинат, выпускавший широкую линейку одеколонов, мыла и свечей, ассортимент которых насчитывал сотни видов. В разные годы продукция завода награждалась призами международных ярмарок в Лондоне, Париже и Петербурге. Потом это предприятие закрыли, на его мощностях разместился Выборгский приборостроительный завод, более известный как «почтовый ящик – двадцатка», входивший в Министерство электронной промышленности. Сегодня и этого предприятия уже нет.

Зато в Финляндии до сих пор выпускаются свечи под маркой Havi, известные по всей Скандинавии. Любят эти изделия и россияне, покупая сувениры из Суоми. Возможно, именно такие традиции и будет возрождать в Выборге российско-немецкое предприятие.


Реестр промышленных традиций

Выборг – настоящая кладовая идей для перспективного развития промышленности. Взять ту же «пищевку»: в середине XIX века в этом городе появился подросток, бывший крепостной графа Шереметева из Ярославской губернии Федор Сергеев. Спустя четверть века купец Сергеев основал выборгскую табачную фабрику, а чуть позже – пивоваренный завод, находившийся примерно там же, где сейчас расположен городской крематорий. Федор Сергеев входил в городской совет, был почетным членом выборгского отдела Русского благотворительного общества в Финляндии и т. д. и т. п. Пивоварня купца Сергеева долгие годы считалась, говоря современным языком, гордостью былого выборгского пищепрома.

Идем дальше: недалеко от местечка Хави, примерно там, где заканчивается Крепостная улица, много лет работала фабрика головных уборов «Слой». В лучшие времена здесь трудились 150 человек, а шапки и шляпки выборгской выделки носили по всей Скандинавии. Особенно популярна была олимпийская серия – к несостоявшимся Играм 1940 года.

Здесь же, предположительно в районе Хави, находилась и фабрика тогдашнего хай-тека – радиоприемников. До войны именно радио, а не телевизор и не Интернет, было главным каналом передачи информации для масс. Добившись успехов, фирма «Хеллман» (ныне известна как финский концерн «Хелкама», выпускающий промышленное оборудование и бытовую технику) запускает в Выборге производство велосипедов, швейных машин и мебели. И сегодня в городе работает подразделение этой компании. Был в довоенном Выборге и завод электрических светильников, выпускавших люстры, бра и лампы на все вкусы.


Из прошлого в будущее

Что нам дает экскурс в былое выборгской индустрии? То, что именно этот город можно сделать площадкой для развития инновационных производств. Выборг – пожалуй, единственное место в области, сочетающее пять факторов успешного развития. Промышленные традиции, о которых мы рассказали, первый из них.

Второй фактор: Выборг – крупный промышленно развитый город, в котором можно найти специалистов многих профессий. Здесь создана достаточно развитая (по российским меркам) инфраструктура.

Третий фактор: Выборг уже давно стал крупным логистическим узлом, к которому привязаны предприятия региона. Здесь и таможня, и склады, и порты, и железнодорожная станция.

Четвертый фактор – близость с границей, важная предпосылка открытия совместных предприятий (что мы наблюдаем уже сейчас).

Пятый фактор – наличие крупного стратегического партнера, коим является Финляндия, для которой Выборг так же дорог, как и для России. Даже шустрые китайцы вряд ли откроют в этом городе больше совместных предприятий, чем финны. Значит, этим надо воспользоваться, перенять у соседей высокие технологии, обучить персонал. Подобное будет полезным и для отечественного, и для финского бизнеса.

Минувшим летом руководство области озвучило интересную идею: открыть на границе зону свободной торговли, своеобразное «ленинградское Монте-Карло». Внесем рацпредложение: создать особую экономическую зону не в пустом поле, а в Выборге, открыть там индустриальные и технопарки. Модернизировать инженерную инфраструктуру, которой будут пользоваться не отдельные предприятия, а весь город. Средств на это у муниципалитета не хватает, а регион и федеральный центр выделяют деньги в основном на реконструкцию объектов исторического центра.

В отличие от Петербурга финансировать масштабный ремонт дорог, водопровода и канализации за счет местного бюджета у Выборга не получится. Равно как и за счет населения: зарплаты не так велики, как в столицах. Значит, надо искать более действенный подход – в очередной раз сделать Выборг крупным научно-индустриальным центром, где развивались бы многие отрасли экономики.


КСТАТИ

В 1989 году архитектор Дмитрий Фридлянд разработал «Схему планировки и потенциального развития города Выборга» в рамках проекта по созданию свободной экономической зоны в Выборгском районе Ленинградской области. По этому проекту население города могло вырасти до 250 – 300 тысяч жителей.

Сейчас крупнейшее предприятие Выборга – судостроительный завод – завязано в цепочку кооперации с финской судоверфью Arctech, выпускающей современные суда для освоения российского шельфа.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook