Мадам «нет» сказала «да»

На прошедшем в северной столице Международном финансовом конгрессе глава Банка России Эльвира Набиуллина сделала несколько серьезных заявлений. Главное из них – новый подход к санации проблемных банков. Тех, которые решено не закрывать, а спасать. А вот призывы снизить ключевую ставку главный банкир страны считает популизмом, ведь в скором времени Центробанк постарается снизить инфляцию до 4% годовых.

Мадам «нет» сказала «да» | Иллюстрация Nerthuz/shutterstock.com

Иллюстрация Nerthuz/shutterstock.com

По статусу прошедший в Петербурге под патронатом Центробанка финансовый конгресс уступает лишь Международному экономическому форуму. По порядковому номеру прошедший «съезд банкиров» был одновременно и 25-м, и 1-м. Кажущийся парадокс объясняется просто: раньше конгресс назывался «банковским», теперь же его динамика шире. На нем также обсуждались небанковский кредитный сектор, микрофинансовые организации и пенсионное обеспечение. В дополнение к этой «перезагрузке» мероприятие сменило площадку на более статусную. Если раньше делегатов съезда собирали в шикарных отелях, то сейчас сессии и «круглые столы» проходили в Президентской библиотеке (Сенате).

Ключевой стала речь главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, которая анонсировала новый подход к санации проблемных банков. Эта мера – альтернатива отзыву лицензии. Плюс для клиентов – сохраняются крупные депозиты, превышающие по размеру суммы, гарантированные системой государственного Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Также не страдают деньги на счетах юрлиц (их АСВ не защищает в принципе). Выгода санации банков для государства в том, что фонды АСВ не расходуются.

Но чудес не бывает. Анализ Банком России практики санаций (а за последние три года было 28 случаев) показывает, что инвесторы зачастую не вкладывают собственные средства в капитал санируемого банка. «Спасители» получают от государства льготные кредиты и размещают значительную долю полученных на санацию средств в свои собственные проекты. Банк-пациент же используется для сплавления на его баланс «плохих» долгов.

Но и от спасения банков отказываться нельзя, иначе отечественная финансовая система перестанет считаться надежной. Такое лечение должно проходить быстро (не десять лет, как сейчас) и заметно дешевле. После успешной санации возрожденные банки будут выставлены на продажу.

«Банк России готов принять на себя большую ответственность за результативность санаций, выступив не только в качестве основного источника финансирования, но и основного организатора данного процесса, – заявила Эльвира Набиуллина. – Уже к осенней сессии Государственной думы мы предложим пакет поправок в законодательство».

Суть их такова: Банк России создаст специальный Фонд консолидации банковского сектора, который будет входить в капитал санируемых банков. Оперативное управление санируемым банком может осуществлять специально учрежденная управляющая компания.

Глава Центробанка прокомментировала и другую кампанию – политическую. Речь о нередко звучащих предложениях в адрес ЦБ РФ, чтобы тот снизил ставки. Всем же ясно, мол, что дешевый кредит лучше дорогого, вот пусть «добрый» председатель госбанка прикажет процентам снизиться. И сразу начнется экономический подъем.

Подобным «экспертам» Эльвира Набиуллина твердо сказала «нет»: «Желание помочь экономике преждевременным снижением ставок может обернуться обратным эффектом. Мы должны здесь сохранять здоровый консерватизм. Чтобы не воспроизводить неустойчивый несбалансированный рост, объемы производства и производительность должны расти быстрее доходов и спроса. Именно тогда будут стимулы для бизнеса оптимизировать затраты и искать рентабельные сегменты».

«Требуется проведение очень осторожной, умеренно жесткой денежно-кредитной политики. Инфляция уже замедлилась до примерно 7% годовых, инфляционные ожидания также постепенно снижаются», – заявила глава ЦБ РФ. Мегарегулятор уже перешел к политике устойчивого снижения инфляции и инфляционных ожиданий. Действуя последовательно и плавно, он намерен добиться падения инфляции до 4% к концу 2017 года.

На вопрос, считает ли Набиуллина российский банковский сектор надежным, госпожа председатель Центробанка сказала твердое «да»: «Банковская система страны в целом устойчива, это показывают стресс-тесты. Но она не только очищается от слабых участников. Она дифференцируется».

Так что вполне логичен еще один шаг. Это введение нового вида кредитной организации – регионального банка. К числу региональных могут быть отнесены относительно небольшие кредитные организации, проводящие ограниченный круг наиболее простых операций.

Бизнес-моделью таких банков долж-но являться привлечение средств от физических и юридических лиц конкретного региона и их размещение с минимальными рисками в кредиты населению и бизнесу (прежде всего среднему и малому) того же региона. Региональным банкам будет запрещено осуществлять трансграничные операции, а также открывать филиалы (или другие подразделения) за пределами «своего» субъекта Федерации, а также граничащих с ним регионов (видимо, чтобы не запирать банки столиц в родных городах).

«Важно подчеркнуть, что речь идет не о смягчении регулирования региональных банков, а о его упрощении», – сообщила Эльвира Набиуллина.

На конгрессе обсуждалось и будущее небанковского сектора. Как пояснил нашей газете председатель Национальной ассоциации кредитных потребительских кооперативов Виктор Быков, современная банковская система России, к сожалению, так и осталась «не заточенной» на конкретного потребителя.

«В такой ситуации возрастает значение кредитных потребительских кооперативов, способных оперативно организовать выдачу кредита, лизинговое обслуживание. При работе с КПК не надо собирать так называемый весь пакет документов, достаточный и необходимый минимум собрать значительно проще», – резюмировал эксперт.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (5737) от 06.07.2016.


Комментарии