Локомотив на природном газе покоряет Транссиб

Постоянная эксплуатация локомотива на сжиженном природном газе (СПГ) – магистрального газотурбовоза ГТ1h-002 – началась на Свердловской железной дороге. Инновационный локомотив провел поезд массой 9 тыс. тонн на участке Сургут – Войновка без дозаправки. Напомним, что первый опытный образец газотурбовоза был представлен публике в Петербурге в 2009 году. Тогда этот тягач провел грузовой состав из 159 вагонов весом 15 тысяч тонн и был занесен в «Книгу рекордов Гиннесса».

Локомотив на природном газе покоряет Транссиб | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Презентованный в северной столице газотурбовоз ГТ1h-001 с 2013 года работает на Свердловской магистрали, приписан он к депо «Егоршино». Его последователь ГТ1h-002 отличается от первенца экипажной частью, конструкцией кузова и емкостью для СПГ. На нем – гибридная силовая энергетическая установка с накопителями электрической энергии (проще говоря – мощной тяговой аккумуляторной батареей) и усовершенствованной системой газоподготовки.

Новый газотурбовоз успешно прошел сертификационные испытания на базе Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (ВНИКТИ) в подмосковной Коломне и получил сертификат соответствия. Серийное производство таких машин развернулось на мощностях Людиновского тепловозостроительного завода (входит в холдинг «Синара – Транспортные машины»).

Свердловская магистраль не случайно выбрана в качестве полигона для работы газомоторных локомотивов. Здесь подготовлена необходимая инфраструктура: под Екатеринбургом построен комплекс по производству СПГ со специальным пунктом для заправки им подвижного состава. На этой дороге есть и протяженные неэлектрифицированные участки различного профиля, где в полную силу могут показать себя мощные газотурбовозы.

Применение СПГ в качестве дешевого и экологически чистого топлива для локомотивов – одно из перспективных направлений реализации «Энергетической стратегии ОАО «РЖД». Данная технология позволяет снизить затраты на приобретение дорогостоящего дизельного топлива и, как следствие, добиться снижения себестоимости перевозок грузов. Стоимость жизненного цикла газотурбовоза на 15% ниже, чем у электровоза, а сервисное обслуживание силового блока как минимум на треть меньше, чем у дизельных двигателей. Также, по расчетам экспертов, в 2 – 2,5 раза снизится выброс вредных веществ в атмосферу.

На совещании в Самаре по вопросам серийного производства газотурбинных локомотивов вице-президент главный инженер ОАО «РЖД» Валентин Гапанович подчеркнул, что газотурбинные локомотивы – первые в России и мире, аналога им пока нет. «Сейчас мы можем с полной уверенностью сказать, что газотурбовоз как проект состоялся. Наступает этап его внедрения в жизнь. Ключевым вопросом становится строительство газозаправочных станций», – пояснил он.

Немаловажная деталь: локомотив нового типа почти полностью собран из отечественных комплектующих, доля импортных запчастей не превышает 3%.

Положительный опыт эксплуатации первых машин на газомоторном топливе позволяет ученым спроектировать газотурбовоз следующего поколения. Его КПД составит 35 – 43%, в то время как у первых двух – только 30%. В МГТУ им. Баумана считают, что этот проект станет реальностью уже через 5 – 7 лет.

Пока инновационные локомотивы осваивают сибирские магистрали, их ждет и первая железная дорога России – Октябрьская. Здесь есть участки, где мощный газотурбовоз также покажет, на что способен. Например, неэлектрофицированный Мологский ход (Мга – Сонково – Москва-Бутырская), использующийся главным образом для грузового движения.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии