Локализация по-петербургски

В последнее время в деловых кругах популярны два термина – импортозамещение и локализация. С первым все понятно: процесс замены заграничных товаров отечественными. А что такое локализация? Это замещение не готовых продуктов, а технологий и производств. В процессе локализации мы получаем западное оборудование, документацию и техподдержку, системы обучения персонала. Как правило, вместе с технологиями приходят и зарубежные инвестиции. Один из ярких примеров локализации по-петербургски – наш автокластер, который стартовал с нуля и занял почти четверть рынка российского автомобилестроения.

Локализация по-петербургски | ФОТО Aha-Soft/shutterstock.com

ФОТО Aha-Soft/shutterstock.com

Как мы уже писали, в Гавани открылся Центр импортозамещения и локализации, где заказчики могут напрямую найти отечественного поставщика товаров или услуг. За несколько месяцев работы центра он превратился из выставочной площадки в клуб делового общения предпринимателей, инженеров, руководителей предприятий разных форм собственности и отраслевой принадлежности.

В этом центре могут встретиться представители очень разных организаций – например, ГУП «Петербургский метрополитен» и ПАО «Газпром». Что у них общего?

«Представители «Газпрома», увидев на нашем стенде данные по закупкам импортного машинного масла, используемого в работе эскалаторов, предложили испытать свой аналог, – рассказал начальник технологического отдела Петербургского метрополитена Сергей Кунда. – Мы пригласили специалистов эскалаторной службы оценить продукты «Газпрома» и скоро использовали отечественное машинное масло на пробных испытаниях эскалаторов на станции «Фрунзенская». В итоге это масло допущено к опытной эксплуатации».

Помимо импортозамещения и локализации у центра появилось третье направление деятельности – поддержка отечественного технологичного экспорта. Удешевление рубля подтолкнуло российских промышленников продавать за границу больше машин и оборудования, IT-разработок и продуктов глубокой переработки древесины, нефти и газа. Однако для выхода на внешний рынок нашим заводам и фабрикам нужно довести уровень своих разработок до мирового. Это нелегкий труд, требующий модернизации производственных мощностей и переобучения персонала.

Директор компании «РусИранЭкспорт» Александр Шаров отметил, что хорошим стартом для отечественных производителей, желающих выйти на экспортные поставки, может стать сотрудничество с Ираном. Рынок этой страны стал одним из самых быстрорастущих в Евразии.

Согласно данным Федеральной таможенной службы, объем российского экспорта в Иран за 8 месяцев 2014 г. увеличился на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. В абсолютном выражении отечественные заводы продали иранцам продукции на 776,8 млн долларов.

Специалисты Центра импортозамещения и локализации консультируют представителей российских регионов, желающих выйти на внешний рынок. Примером служит удачный опыт компаний Петербурга и Ленинградской области, которым они охотно делятся с коллегами. Разработки, права на использование патентов, оборудование – если их получить, они могут стать конкурентными преимуществами предприятий, активно продвигающих свою продукцию за рубеж.

Сейчас в центре представлена экспозиция предприятий Архангельской области. «Мы проведем конференцию с участием наших верфей и судостроительных проектных институтов Петербурга», – отметил министр промышленной политики и строительства Архангельской области Андрей Шестаков.

Вот конкретный пример работы первого в России Центра импортозамещения и локализации, открытого на Васильевском острове.


МЕЖДУ ТЕМ

За последние полтора месяца в центре проведено более 130 переговоров между 75 резидентами, заключено 7 договоров. Так, петербургский «Горэлектротранс» сэкономил 3 млн рублей на замене импортных запчастей отечественными. На выставочной площадке побывали около 2,5 тыс. специалистов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (5573) от 26.10.2015.


Комментарии