Лимузин для кислоты

Обычные контейнеры, ставшие основной упаковкой ценных грузов, сделаны из металла или нержавеющей стали. Если в них перевозятся телевизоры, игрушки либо коксующийся уголь, никаких проблем не возникает. Но если вы заполните типичный контейнер кислотой или водородом, такая упаковка гавань не покинет – металл может попросту раствориться. Отечественные разработчики предложили инновационное решение – сделать контейнер, где металлическим будет только каркас, а все остальное – из композитных материалов. Ничего подобного в мире раньше не было.

Лимузин для кислоты | Источник: atlantik-klining.ru

Источник: atlantik-klining.ru

Новый контейнер-цистерна не боится агрессивных веществ, продуктов химии и нефтехимии. Он на 20% легче своих металлических собратьев и может «катать кислоту» 15 лет. Внешне композитные контейнеры ничем не отличаются от обычных – по-другому просто быть не может. Разрабатывается новинка по заказу Минпромторга. В проекте участвуют несколько российских производственных компаний, Сколковский институт науки и технологий и др. Участвует в программе и петербургская организация «Российский морской регистр судоходства». Он сертифицирует контейнеры для их эксплуатации торговым флотом всего мира.

Типичные «пассажиры» такого контейнера – соляная и фосфорная кислота, едкий натр, жидкий водород, а в будущем – сжиженный природный газ (СПГ). Ежегодно в России в специальных вагонах одной только соляной кислоты перевозится до 1 млн тонн. Однако вагонный парк изжил свой век, и новые транспортные технологии требуют унификации груза, возможности его быстрого перемещения из автотрейлера на судно, а оттуда – на железнодорожную платформу. Лучше всего для такой логистической цепи подходит контейнер.

Российская новинка изначально создавалась для мультимодальных перевозок, при которых груз совершает самое настоящее путешествие: по воде, воздуху, автомобильным или железным дорогам. Помимо экономического учитывался и экологический риск: в композитном контейнере кислоту можно отправлять «от двери до двери» без опасения, что где-то она протечет.

«Внести изменения в нормативную базу, которые позволили бы эксплуатацию инновационного контейнера для агрессивных грузов, стоит немалых сил, – объяснил директор центра композиционных материалов Сколковского института науки и технологий Андрей Ушаков. – Зная это, иностранные специалисты сомневаются, что в ближайшие десять лет у нас что-то получится. Но мы надеемся уложиться быстрее».

«Идея создать принципиально новый контейнер-цистерну с сосудом из полимерных композиционных материалов возникла после серии экспериментов с общепринятыми защитными покрытиями, – сказал технический директор компании-перевозчика «Спецтрансгарант» Евгений Богданов. – Несмотря на серьезные финансовые затраты, эксперименты должного эффекта не принесли. Тогда и родилась альтернативная идея».

За проектирование взялся «Уралкриомаш», который выпускает вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны и емкостное оборудование для хранения и транспортировки сжиженных криогенных газов, сжиженных углеводородных газов, продуктов нефтехимии.

Эти цистерны существуют не только в чертежах. Уже сегодня их можно потрогать: опытные образцы, прошедшие испытания, отправились в турне по международным и российским выставкам. По замыслам конструкторов, в серию композитные контейнеры выйдут в 2016 году. Сперва они будут опробованы автомобильным и железнодорожным транспортом, а в 2018 году – морским.

«Это перспективный и очень ожидаемый международным контейнерным рынком продукт, – уверен начальник отдела по техническому наблюдению за контейнерами ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Александр Фетисов. – Инновационный контейнер – плод многолетних усилий ученых, производственников, операторов контейнерных перевозок».

Стоить композитные контейнеры будут примерно столько же, сколько и металлические, специализированные под перевозку химических грузов. Специалисты предполагают: при объеме производства до тысячи изделий в год вложения в проект окупятся через 3 – 4 года.


КСТАТИ

По данным Международной танк-контейнерной организации, объем контейнерных перевозок в мире неуклонно растет. В некоторых европейских портах он превышает 90% всего грузооборота. Сегодня во всем мире эксплуатируется 394 тыс. контейнеров, из них в России не более 10 тысяч.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 051 (5424) от 25.03.2015.


Комментарии