Лестница рисков поднимает цены
Каждый из нас все чаще задается вопросом: почему отечественные аналоги импортных товаров, которые мы видим на полках магазинов, не стали дешевле заморских, которые закупались за дорогую валюту? Попытаемся раскрыть тайну роста цен на российские товары, не перегружая читателей сложными расчетами. Но для понимания ситуации нам придется пройти весь путь предпринимателя, решившего запустить в Петербурге новое производство. Чего именно, большого значения не имеет: факторы удорожания у всех одни.
ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА
Допустим, бизнесмен купил участок земли в промзоне и готов построить некий свечной заводик.
Шаг первый – покупка линий, цехов. В наши времена под новое, инновационное производство лучше брать кусок земли в чистом поле, а не старые заводские цеха. Их переделка будет стоить дороже, чем установка новых модулей.
Но в простоте технических решений кроется финансовый подвох: оборудование для большинства отраслей – импортное. Значит, предприниматель закладывает в бизнес-план риски курсовой разницы валют. Сегодня доллар по 65 рублей, через месяц – по 75, а потом по 60. Угадать стопроцентно не может никто, поэтому в калькуляцию закладывают наихудший вариант – чтобы уж точно отбить затраты.
Но купить поточную линию легко, если у тебя есть «живые деньги». А далеко не у каждого предпринимателя имеется заначка в миллиард рублей, на которые можно открыть свечной заводик. Да и не требуется это, обычная в мире практика – привлечь финансирование извне. Первый способ – найти партнера с капиталом. Допустим, не нашли. Второй – вписаться в какую-нибудь госпрограмму. Но этот вариант не для всех (есть жесткие требования отбора и длинный список желающих), да и суммы дотаций невелики.
Остается третий, самый распространенный, вариант – взять кредит в коммерческом банке. Реестр затрат пополнится выплатами по займу, а это 25 – 30% годовых. Значит, рентабельность продаж готовой продукции должна быть выше.
Шаг второй – подключение к сетям. Даже если бизнесмену удалось построить цеха, свечной заводик можно запустить при наличии технических подключений: электричество, вода, канализация, дороги. В наших условиях все вышеперечисленное дорогого стоит. Например, 1 МВт энергомощностей в среднем по Петербургу стоит около 30 млн рублей. У предпринимателя есть шанс найти место в технопарке или особой экономической зоне, однако вход и туда, и туда ограничен.
В общем, многомиллионные затраты на инженерию увеличат стоимость заводика в полтора-два раза. Само по себе это не страшно для бизнесмена (капитализация его предприятия вырастет), но пагубно для покупателя конечной продукции. Ведь инвестиции в основные средства нельзя разом списать на себестоимость. Есть понятие амортизационных начислений, согласно которым лет пять (как минимум) наш бизнесмен будет «отбивать» капитальные затраты.
А та часть вложений, которая в себестоимость не войдет, будет облагаться налогом на прибыль (20% как с куста). Эта подать, не сомневайтесь, тоже будет переложена на плечи потребителя.
Шаг третий – подготовка кадров. Старые специалисты на современном оборудовании без переобучения работать не смогут, а новых придется натаскивать с нуля. Это, кстати, зачастую проще. В любом случае полностью готовых рабочих, техников и инженеров бизнесмен с рынка труда не возьмет. На систему профобразования надеяться не приходится – в лицеях и колледжах попросту нет такой техники, на которой придется работать «поколению NEXT».
Затраты на обучение персонала и на сам персонал (профи не станут работать за копейки) плюс сопутствующие расходы (развозка, ведь людей придется искать по всему городу, питание и пр.) тоже дорожают, как и все остальное.
Шаг четвертый – закупка сырья. См. пункт первый про импорт – своего качественного у нас почему-то мало делается. Даже алюминиевый прокат заводы Петербурга и Ленобласти покупают за границей. Потому что у чешских листов толщина выверена до микрона, а у красноярских гуляет так, что современные вырубные прессы вынуждены постоянно перестраиваться, снижая производительность труда.
Допустим, нашему бизнесмену не нужны алюминиевые листы, и все сырье он нашел на внутреннем рынке. Но и тут не все просто: по данным Петро-стата, в северной столице цены производителей в июле 2015-го по сравнению с декабрем 2014-го выросли на 11%. Это «средняя температура по больнице», иные отрасли дают больше. Например, у поставщиков пищевых продуктов отпускные цены за семь месяцев выросли на 20%, текстиля – на 18%, пластика – на 22,9%. Арматура подорожала на 31,8%, кабель – на 25%.
Для сравнения: по данным Центробанка, инфляция в августе 2015-го в годовом исчислении составила 15,8%. То есть цены у поставщиков растут гораздо быстрее инфляции.
Шаг пятый – сбыт. Надо платить за логистику, маркетинг, упаковку, выкладку товара и пр. За январь – июль 2015 г. цены перевозчиков выросли в среднем на 12,3%. Аренда складов тоже дорожает – вводятся новые современные комплексы; они удобны для клиентов, но и затраты нужно отбивать.
Точных данных статистики по доле маркетинговых расходов (доведения конечного продукта до потребителя) в общей их структуре мы не найдем. Эксперты уверяют, что если ты хочешь успешно избавиться от товара, то готовься потратить на его продвижение не менее 30 – 50% от производственной себестоимости. Вот и считайте, как это повлияет на цену.
Шаг шестой – оценка макроэкономических рисков бизнеса. Это когда надо окупить инвестиции за 3 – 4 года, ведь за это время могут снять торговое эмбарго, поменять законы, пошлины, установить новые ограничения, повысить ключевую ставку ЦБ РФ и т. д. и т. п.
Конечно, нам могут поставить на вид, что цена в рыночной экономике не определяется затратами. Это так – где-нибудь в Америке или Финляндии. У нас, в России, традиционно принято оглядываться на расходы, чтобы написать прайс-лист. Есть затратные составляющие, которые предприниматель контролировать не может: услуги монополистов (свет, вода и пр.), правила игры на рынке (налоги, сертификация и пр.). Именно они вторгаются в идеальную калькуляцию рынка, повышая цены не на один конкретный товар, а сразу на все.
Кроме того, никто не отменял высокую степень монополизации отечественных рынков. Порой несколько крупных поставщиков могут определять стоимость всего, что мы видим на полках магазинов, – от картошки до телевизоров. Все это вместе взятое и не делает товары отечественного производства более дешевыми, чем импорт. А в ряде случаев наша продукция существенно уступает по качеству, ведь современное оборудование есть далеко не на каждом предприятии.
Что мы имеем в итоге? По многим позициям ширпотреба и продуктов питания программу импортозамещения мы выполнили, но только в количественных показателях: полки магазинов не опустели. А вот по соотношению «цена – качество» похвастать сложно: нам еще пахать и пахать...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (5542) от 11.09.2015.
Комментарии