Кузница «атомных кадров»

Российский, единственный в мире, флот атомных ледоколов контролирует самую большую арктическую акваторию на планете. Речь идет о половине Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Берингова пролива. Проводку танкеров с углеводородами обеспечивает в Арктике «Росатомфлот». Петербург по праву считается кузницей «атомных кадров» - именно на берегах Невы строились первый в мире атомный ледокол «Ленин» и самый мощный из действующих атомный ледокол «50 лет Победы». Сейчас на Балтийском заводе строят сразу три ледокола нового поколения. Рожденные в северной столице атомоходы получают «прописку» в Мурманске на базе «Атомфлота». Туда и отправился корреспондент «СПб ведомостей».

Кузница «атомных кадров» | На базе «Атомфлота» в Мурманске сейчас докуется самый большой атомный ледокол — «50 лет Победы». ФОТО АВТОРА

На базе «Атомфлота» в Мурманске сейчас докуется самый большой атомный ледокол — «50 лет Победы». ФОТО АВТОРА

Куда уходят великаны

Мурманск встретил туманом, сквозь который пробивались отблески северного сияния. Открыв двери здания ФГУП «Атомфлот» и пройдя тщательную проверку документов и техники, я оказалась в помещении с огромными панорамными стеклами с видом на Кольский залив, где уютно дремали корабли, находящиеся либо на ремонте, либо на отдыхе. Остальная гвардия атомного флота честно отбывает службу в северных водах. Но, как говорится, обо всех поименно.

Успешная эксплуатация первого атомного ледокола «Ленин», вступившего в строй в 1959 году, положила начало развитию новой отрасли - гражданскому атомному судостроению. В период с 1975-го по 2006 г. в нашей стране было построено еще восемь атомных ледоколов: «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы».

«В настоящее время в эксплуатации находятся четыре атомных ледокола: «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр», а также единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой - лихтеровоз усиленного ледового класса «Севморпуть». Он способен не только самостоятельно пробивать двухметровый лед, но и доставлять грузы в районы, где преобладают малые глубины. Другие четыре ледокола ждут утилизации», - рассказывает глава управления эксплуатации флота, начальник штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» Владимир Арутюнян.

Первым на утилизацию отправился атомный ледокол «Сибирь». Эта печальная дата пришлась на ноябрь прошлого года, когда атомоход отбуксировали на судоремонтный завод «Нерпа» в город Снежногорск Мурманской области. Изначально планировалось утилизировать судно целиком, но затем схема была изменена, за счет чего стоимость работ снизилась с 1,7 миллиарда до 700 миллионов рублей.

Утилизация состоит из демонтажа и выгрузки ядерной энергетической установки (эта процедура является самой сложной). Оборудование извлекают в сформированную заранее блок-упаковку, которую доставляют в пункт долговременного хранения в Сайда Губе. Оставшийся корпус с надстройкой отправляется на металлолом. Вырученные средства, порядка 100 млн рублей, планируется направить на последующую утилизацию судов, снятых с эксплуатации. Речь идет о «России» и «Арктике». И, как это ни печально, еще об одном атомном детище из Петербурга - «Советском Союзе». Дело в том, что изначально, в 2014 году, руководство «Росатома» приняло решение к 2018-му восстановить этот атомоход, чтобы задействовать его в интересах Вооруженных сил РФ. Предполагалось, что после продления ресурса реакторной установки он мог бы прослужить еще 20 лет. Однако оказалось, что ледокол избыточен по мощности и использовать судно для нужд Вооруженных сил экономически нецелесообразно. Официальный приказ о его утилизации подписан.

Океанская смена

Для оптимальной работы в Арктике необходимо минимум 11 единиц ледокольных сил, из которых четыре есть и семь надо построить. Соответственно, с 2019-го по 2022 год выведенные из эксплуатации суда заменят строящиеся сейчас на Балтийском заводе еще более совершенные и мощные атомные ледоколы-погодки проекта 22220 - «Арктика», «Сибирь» и «Урал».

«Действующая до настоящего времени практика работы ледокольного флота подразумевает проводку караванов судов на глубоководных участках линейными ледоколами, на мелководных участках используются ледоколы с ограниченной осадкой, - объясняет Владимир Арутюнян. - При этом необходима передача караванов от линейного ледокола мелкосидящему и наоборот, что приводит к простоям судов и негативно отражается на экономической эффективности грузоперевозок».

Для оптимизации работы атомного флота ледоколы нового поколения будут объединять функции и линейных ледоколов, и ледоколов с ограниченной осадкой, благодаря чему они смогут одинаково эффективно работать в устьях сибирских рек и на трассах Северного морского пути. А за счет увеличения ширины (до 34 м вместо 30) новые ледоколы будут способны проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 100 тысяч тонн и покорять льды толщиной до трех метров.

Кто построит «Лидер»?

Но на этом пополнение российского отряда атомного флота не закончится. В перспективе ожидается рождение еще более мощных четырех атомных ледоколов.

В ноябре 2017 года в петербургском ЦКБ «Айсберг» завершается техническое проектирование многофункционального атомного ледокола «Лидер». После чего начнется этап разработки разрешительно-лицензионной документации (на это отводится целый год).

На первом этапе необходимо выполнить закупочные процедуры и определить поставщиков всего оборудования, начать опережающую разработку конструкторской документации нового оборудования и разработку электронной модели всего ледокола в целом. Строительство ледокола ориентировочно займет около шести лет. Если первый «Лидер» заложат на стапеле в 2020 году, то он начнет водить первые суда по Северному морскому пути в 2026-м.

Новый тип отечественных атомных ледоколов «Лидер» будет значительно мощнее строящихся сегодня его предшественников. В мире аналогов этому проекту не будет даже в среднесрочной перспективе. Главное преимущество «Лидера» заключается в том, что это единственный ледокол, который позволит обеспечить гарантированную круглогодичную проводку транспортных судов с экономически эффективной скоростью на восток, то есть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Заложенные характеристики ледокола обеспечивают проход через двухметровый лед на скорости 10 - 12 узлов (до 20 км/ч) против 1,5 - 2 узлов у строящихся «Арктики», «Сибири» и «Урала». Максимальная же ледопроходимость «Лидера» составит четыре метра. Мощность перспективного русского атомного судна - около 120 мегаватт. В его конструкции внедрен ряд новых решений, связанных, в частности, с винторулевым комплексом (там установят четыре винта, а не три, как в предыдущих). Также на ледоколе будут установлены новейшие реакторы «РИТМ-400». Длина «Лидера» составит 200 метров, ширина - 50 метров. А вот вопрос, где будет строиться такая махина, пока остается открытым.

«Производственные мощности Балтийского завода, который специализируется на строительстве атомных ледоколов, к сожалению, не позволят вместить такой крупный и тяжелый ледокол, - говорит Арутюнян. - Необходима дорогостоящая модернизация предприятия. Также в списке возможных исполнителей этого грандиозного заказа северодвинский завод «Севмаш», судостроительный центр «Звезда» в Большом Камне, керченский «Залив». Не исключен вариант сотрудничества с зарубежными компаниями».

Доки в своем деле

Ожидая встречи с современной ледокольной «молодежью» - «Арктикой», «Сибирью» и «Уралом», которые скоро придут в Мурманск, «Атомфлот» также ищет исполнителя заказа на строительство нового плавучего дока. Он необходим для проведения планового осмотра и судоремонтных работ новых ледоколов.

Дело в том, что действующие плавучие доки компании в Мурманске опять же не смогут вместить новичков (не говоря о перспективных «Лидерах»), и в противном случае ледоколы останутся без необходимых процедур докования (осмотра и ремонта). Сейчас по этому вопросу ведется предпроектная работа и идут переговоры с судостроителями. В России всего несколько верфей, обладающих мощностями для постройки таких конструкций, в их числе Балтийский завод и судостроительный завод «Северная верфь», которые готовы принять участие в строительстве этого дока в кооперации. Также ведутся переговоры с верфями Китая, Хорватии, Германии. Исполнителя заказа определят в рамках конкурса в соответствии со стандартами «Росатома».

Пока же на ледокольной базе «Атомфлота» в Мурманске активная работа проводится на двух действующих плавдоках. На одном идет ремонт атомного ледокола «Таймыр», на втором докуется самый большой на сегодняшний день атомный ледокол «50 лет Победы» (который в 1989 году рождался в Ленинграде на Балтийском заводе под именем «Урал»).

«В среднем атомный ледокол находится в море четыре месяца, - рассказывает заместитель директора ФГУП «Атомфлот» Максим Филиппов. - При этом каждое судно регулярно проходит доковый и общезаводской ремонт для очередного освидетельствования Российским морским регистром судоходства. Плановый срок стоянки судна в плавдоке - месяц. Особого внимания требуют самые нагруженные места ледокола: винторулевой комплекс, турбогенераторы, донно-бортовая арматура. Как правило, наиболее сильно страдает ледовый пояс - место, где корпус судна больше всего соприкасается со льдом».

Кроме ремонта приводят в порядок и внешний вид судна. Его красят водостойкими ледокольными красками, используя специальные аппараты безвоздушного распыления. Один ледокол на плавучем доке обслуживают в среднем 50 человек. Несмотря на то что док находится под открытым небом, все работы на нем (за исключением покраски) ведутся независимо от погодных условий. К примеру, в прошлом году ледокол «Ямал» ремонтировали при морозе 27 градусов. Для работы в таких условиях рабочим выдается теплая спецодежда и увеличивается количество перерывов.

КСТАТИ

В 2016 году объем перевозок грузов по трассам Северного морского пути достиг рекордного уровня, составив более 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем в 2015-м. К 2022 году объем перевозок может достигнуть 40 млн тонн, что будет обусловлено вводом новых мощностей по производству СПГ и разработкой нефтегазовых месторождений. А в 2025 году, согласно прогнозам, по Северному морскому пути будет перевозиться около 65 млн тонн углеводородов.

#Арктика #ледокол #атом

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»
24 Июля 2018

В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»
23 Апреля 2018

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Петербург ищет выход к океану
03 Июля 2017

Петербург ищет выход к океану

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Грядущее в черно-зеленых тонах
28 Июня 2017

Грядущее в черно-зеленых тонах

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

Завод, который спас отрасль
07 Июня 2017

Завод, который спас отрасль

C участием петербургских специалистов собирают корпус самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах

«Эмжековец» - это звучит гордо!
12 Мая 2017

«Эмжековец» - это звучит гордо!

с высокой трибуны Законодательного собрания Санкт-Петербурга прозвучала идея вернуть к жизни еще одно детище Михаила Горбачева - МЖК.

Игрушки, от которых не отстать
10 Мая 2017

Игрушки, от которых не отстать

Блоки венгерского математика Золтана Дьенеша и палочки бельгийского учителя Джорджа Кюизенера в ХХ веке стали первыми развивающими играми.

 В программе не значатся
28 Апреля 2017

В программе не значатся

Переправа через пути жизненно необходима: так Красносельский район получит второй выезд на Кольцевую автодорогу.

Разведка вышла на Клондайк
26 Апреля 2017

Разведка вышла на Клондайк

С вводом в строй отечественных нефте- и газодобывающих платформ недропользователи оценили близкие и дальние перспективы освоения северо-западной части российского арктического шельфа.