Кулибины пропадают зря

В каждом научно-производственном объединении Ленинграда был кабинет, в котором работали патентоведы. В те годы они оформляли заявки на изобретения, коих наши конструкторы выдавали на-гора немало. Времена изменились, и теперь в цене разработка не только изобретений и полезных моделей, но и товарных знаков, которые, став известными брендами, часто стоят дороже, чем изобретения или ноу-хау. Впрочем, отечественный бизнес не слишком активен в защите своей интеллектуальной собственности. О том, почему это происходит, нашему корреспонденту рассказал вице-президент Санкт-Петербургской коллегии патентных поверенных Станислав АЛЕКСАНДРОВ.

Кулибины пропадают зря | ФОТО Es sarawuth/shutterstock.com

ФОТО Es sarawuth/shutterstock.com

– Станислав Анатольевич, насколько рынок патентования развит и востребован в Петербурге?

– Из нашего города в 2014 году было подано 1,6 тыс. заявок на патентование изобретений и 1,3 тыс. заявок на полезные модели. Из Москвы – 7,3 тыс. заявок на изобретения, 3,1 тыс. – на полезные модели. Во всем мире в том же году было подано 2,68 млн патентных заявок. Роспатент констатирует снижение числа российских заявок на изобретения и полезные модели. При этом растет количество заявок, подаваемых иностранцами. Роспатент считает эту ситуацию естественной, ведь на фоне падающих рынков даже Китай и США получают много заявок на патенты от иностранных компаний. Правда, в этих странах растет количество и своих заявителей, чего у нас не происходит.


– Чем это вызвано?

– Развитию патентной системы России мешают: а) нестабильная экономическая ситуация; б) непредсказуемость и необоснованность изменений в законодательстве; в) недостаточная осведомленность бизнеса.

Снижение числа заявок за последний год связано отчасти с изменением правового регулирования патентов на полезные модели: сроки действия патента сократились, кроме того, де-факто сокращен список продуктов, которые можно защищать патентом на полезную модель. Если раньше можно было патентовать различные сложные системы, то сейчас – только простейшие устройства. В последнее время увеличилось количество отказов в выдаче патентов. Поскольку сложная кропотливая работа и немалые инвестиции часто уходят «в песок», некоторые предприниматели предпочитают с патентованием больше не связываться. Такие эмоции понятны, но все же это стратегическая ошибка, так как инструменты по защите прав на изобретения остаются.


– Есть ли в вашей сфере позитивные изменения?

– Безусловно. Я считаю, что в системе выдачи патентов в российском законодательстве в последнее время произошли и положительные изменения. Мы ушли от устаревших советских требований при выдаче патентов на промышленные образцы (промышленный дизайн). Теперь благодаря новациям активизировались переговоры по вхождению России в международную систему регистрации промышленных образцов. И вполне вероятно, что в течение года наша страна будет подключена к этой системе, что даст возможность российским предпринимателям работать в более широком географическом диапазоне.


– В числе причин, тормозящих патентование в России, вы назвали некомпетентность наших предпринимателей. Неужели все так запущено?

– Важно понимать, что патент нужен не изобретателям, а предпринимателям. За рубежом изобретатель изначально мыслит коммерчески, там этому учат с детского сада. В России мышление другое – ученые, конструкторы и бизнес находятся в разных плоскостях. Хотя современная молодежь начала понимать: надо не просто что-то придумать, но и реализовать это с коммерческой точки зрения, защищая при этом свои права инноватора.

Например, многие молодые программисты сталкиваются с проблемой воровства их интеллектуальной собственности. Один петербургский школьник обнаружил свою программу на специализированном ресурсе интернет-магазина и пришел к решению выложить ее исходный код в открытый доступ, действуя по принципу «Так не доставайся же ты никому».

А вот его сверстник из Великобритании за 30 млн долларов продал права на свою программу по агрегации новостей, подобные которой сегодня встроены во многие телефоны. Не менее известна история об австралийской девочке-художнице, картины которой продаются за сотни тысяч долларов, и стоимость прав на тиражирование этих картин соответствующая.


– Проводите ли вы просветительскую работу среди предпринимателей и изобретателей?

– В Петербурге уже более шести лет подряд в апреле проходят дни интеллектуальной собственности Северо-Западного федерального округа, в рамках которых проводятся абсолютно бесплатные мероприятия. Они ориентированы не только на профессионалов, но и на предпринимателей-изобретателей, а также на студентов и школьников, которые являются будущим нашей промышленности.


– Какие отрасли петербургской индустрии лидируют по заявкам на патентование?

– Это прежде всего машиностроение, в частности, судостроение, электроника и автоматика, информационные технологии. В меньшей степени в патентовании задействованы текстильная и пищевая промышленность. В этих отраслях, по крайней мере в нашем городе, новых продуктов и технологий появляется не так уж много. В пищевой промышленности подаются в основном заявки на товарные знаки. Таковых в целом в 2 – 3 раза больше, чем заявок на технические решения. Видимо, в нашей экономике ритейл играет более важную роль, чем инновационная промышленность. Что касается текстильной индустрии, то там востребован патент на промышленный образец (по сути – на дизайн), который особенно актуален в индустрии моды.


– В каких случаях имеет смысл патентовать свою продукцию за рубежом?

– Зарубежное патентование необходимо, если предприниматель предполагает выйти в той или иной стране на рынок сбыта и ищет партнеров. К примеру, на известных международных выставках первый вопрос, который задают потенциальные зарубежные партнеры представителям из других стран, – чем вы обеспечиваете эксклюзивность, есть ли у вас патент, действующий на территории конкретной страны? В данных случаях почти всегда имеет смысл подавать международную заявку по системе РСТ. Однако переводить ее в патент в каждой стране дело затратное и принимать об этом решение надо только тогда, когда на выбранную территорию планируется экспорт. Кроме того, нужно учитывать, что если вы не уступаете свой патент партнеру, вы должны владеть инструментами патентного контроля. В целом зарубежное патентование для России имеет очень маленький объем.


– Кто чаще всего оформляет патенты за рубежом?

– Из России в среднем подается около 800 – 900 международных заявок в год по системе РСТ, предназначенной для перехода на национальную фазу и получение зарубежных патентов. В основном заявители ориентированы на США, Японию, Китай и некоторые страны ЕС. Существенную часть заявок составляет «Лаборатория Касперского» – 247 патентов для рынка США. Есть зарубежные патенты у Института нефтехимического синтеза имени Топчиева РАН, Института катализа имени Борецкого Сибирского отделения РАН и «Яндекса». В этом же списке крупных, по российским меркам, патентообладателей — Институт молекулярной биологии имени Энгельгардта РАН, Институт проблем химической физики РАН и Институт прикладной нанотехнологии.


– Кто же из зарубежных заявителей активно патентуется в нашей стране?

– Верхние строчки этого списка занимают компании «Филипс электроникс» из Нидерландов (1070 патентов) и «Квалком инкорпорейтед» из США – 1005 патентов. Далее идут компании «Сименс» (Германия), «Дженерал электрик» (США), «Сони корпорейтед» (Япония), «Самсунг» (Южная Корея), «Роберт Бош» (Германия) и «Майкрософт» (США).

Несмотря на то что из-за санкций импорт по некоторым видам продукции упал до нуля, отказываться от патентования в России зарубежные производители не хотят. Наблюдается постоянный рост патентования из Китая. Активный заявитель еще со времен Советского Союза – Япония.


– Стоит ли потребителю доверять продукции, в рекламе которой производитель делает акцент на зарегистрированный патент?

– Наличие у производителя патента на продукт поможет потребителю оценить этот товар только с точки зрения новизны и изобретательского уровня. А вот эффективность нового продукта и его безопасность в данном случае остается в стороне от проверок Роспатента. За это отвечают иные госорганы.


– Какой вы видите перспективу развития института патентования в России?

– До настоящего времени потенциал патентной системы как мощнейшего стимула к рыночному инновационному развитию остается неиспользованным. С одной стороны, это бремя нашей экономики, с другой – открытые возможности, которые предстоит раскрыть.

КСТАТИ

По данным Роспатента, отечественный рынок патентования изобретений сокращается на 10 – 15% в год. Из 40,3 тыс. заявок, поданных в России в 2014 году, 40% поступили от зарубежных предпринимателей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (8466) от 16.03.2016.


Комментарии