Куда улетели долги

Данные Петростата свидетельствуют: задолженность по заработной плате на старте начавшегося года составила в Петербурге 756 млн рублей, более чем в четыре раза превысив показатель декабря и почти втрое – цифры начала 2015-го.

Куда улетели долги | ФОТО baranq/shutterstock.com

ФОТО baranq/shutterstock.com

Львиная доля зарплатных долгов (около 689 млн) и наибольшее число вовремя не получивших деньги работников (примерно 5,5 тыс. человек) приходится на сферу транспорта. А «погоду» в ней сделала всего одна компания – «Трансаэро», которая в северной столице до недавнего времени входила в перечень 133 системообразующих предприятий и являлась одним из двух базовых перевозчиков «Пулково».

Нюанс состоит в том, что «Трансаэро», так испортившая нам отчетность по зарплатным долгам, зарегистрирована в Петербурге, однако подавляющая часть ее коллектива находится в Москве: в российских регионах трудились не более 20% его состава. Соответственно, и большая часть долгов по зарплате приходится на тех, кто живет в столице. Более того – нередко они уже работают в других авиакомпаниях и вполне способны ждать, когда суды и контролирующие органы разберутся, откуда брать деньги на покрытие долгов предприятия.

По данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), в настоящее время из почти 3,2 тыс. уволенных по собственному желанию 2,23 тыс. человек уже трудоустроены. Причем немногим более 2 тысяч специалистов перешли на работу в «Аэрофлот». При этом Роструд сообщил, что всего от сотрудников «Трансаэро» получено около 5 тыс. заявлений об увольнении, и поэтому помимо тех, с кем уже заключены трудовые договоры, еще более 1,8 тыс. человек находятся в процессе трудоустройства.

«Предприятия-банкроты представляют собой наиболее проблемную категорию среди тех, кто не платит зарплату вовремя, – говорит заместитель руководителя по правовым вопросам Государственной инспекции труда (ГИТ) в Петербурге Ольга Газина. – Ведь если компании или организации, имеющие текущую задолженность и продолжающие деятельность, долги постепенно погашают, то в случае банкротства процесс идет гораздо медленнее».

Где, кроме «Трансаэро», вовремя не платят в Петербурге? На самом деле таких компаний немного – всего полтора десятка. В основном это сфера строительства (объем долгов по зарплате составляет чуть более 23 млн рублей) и обрабатывающие производства (44 млн).

Вместе с тем тенденция все равно тревожная, поскольку часть работодателей продолжают плодить долги по зарплате. Так, по данным ГИТ за 2015 год, только это ведомство вынудило работодателей выплатить свыше 768 млн рублей, которые они задолжали почти 23,5 тыс. сотрудников. Увы, среди предприятий города находятся и такие, кто платит «ниже плинтуса» (т. е. меньше установленного в регионе МРОТ).

По словам Ольги Газиной, специалисты ГИТ активно сотрудничают совместно с представителями других ведомств.

В январе 2016-го прокуратура Центрального района Петербурга стала инициатором возбуждения уголовного дела по факту невыплаты зарплаты с апреля по октябрь 2015 года в ООО «Современные технологии строительства», в результате чего возник долг перед работниками более чем 1,255 млн рублей. И это далеко не единичный случай.

Юристы напоминают: даже если вам задержали выплату зарплаты всего на 15 дней, «работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы». А если срок превышает два месяца, руководству грозит уголовное дело.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 (5629) от 26.01.2016.


Комментарии