Кто заглянет в окно

Петербургские власти изобретают все новые способы привлечь в город инвесторов. Недавно, например, для желающих вложить капиталы в северную столицу было открыто единое окно по оформлению необходимых документов. Новый порядок сокращает сроки прохождения процедур по передаче инвестору городских объектов недвижимости. Предусмотрены льготы по арендной плате за землю, если на ней предприниматель возведет детский сад, школу, спортклуб или медицинское учреждение. Ранее основным инструментом привлечения «денежных кошельков» служили льготы по налогу на прибыль – пожалуй, единственной подати, в отношении которой субъект Федерации вправе менять вилку ставок. Все это прекрасно, но Петербург опоздал. С инвесторами надо было не прекращать активную работу в 2012 – 2013 гг., когда имелись выходы на дешевый международный капитал и высокая цена на нефть.

Кто заглянет в окно | ФОТО TZIDO-SUN/shutterstock.com

ФОТО TZIDO-SUN/shutterstock.com

Восток нам поможет?

С начала 2000-х ключевую роль в частных инвестициях в экономику Петербурга играли иностранные компании. Крупнейшие проекты государственно-частного партнерства (Западный скоростной диаметр, реконструкция аэропорта «Пулково» и пр.) были бы невозможны без финансирования европейскими банками.

Иностранный бизнес активизировался не только в направлении инфраструктурного развития нашего города. По данным Петростата, в 2014 году петербургские предприятия с иностранным капиталом показали совокупный оборот 3 трлн рублей (все городские организации дали 7,3 триллиона). В 2013 году выручка наших фирм с зарубежными совладельцами была на уровне 2,8 триллиона.

В Ленинградской области компании с иностранным капиталом в прошлом году показали оборот 594 млрд рублей при региональной выручке предприятий 1,6 триллиона. В 2013-м совместные компании 47-го региона вышли на оборот 541 млрд рублей.

Два наших региона не были инвестиционным «порто-франко» в океане экономической самостийности. По данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTAD), в 2012 – 2013 гг. Россия занимала третью ступень пьедестала прямых иностранных вложений с показателями 51 миллиард и 79 млрд долларов, соответственно. Для сравнения: Китай с Гонконгом вышли на совокупный уровень 196 миллиардов в 2012-м и 201 млрд долларов в 2013 г., а США – 161 миллиард и 188 млрд долларов, соответственно.

Однако уже с 2014 года негативное влияние на инвестиции оказали геополитические риски. За прошлый год мировые инвестиции сократились на 8% – до 1,26 трлн долларов. Это самый низкий показатель за последние пять лет. Инвестиции в развитые страны снизились на 14%, а доля развивающихся в сумме вложений увеличилась на 4%. Общий же объем инвестиций в Россию, Украину и Казахстан сократился на 51%. Сокращение прямых иностранных инвестиций в экономику нашей страны в 2014 г. UNCTAD оценила в 70%.

Тенденция продолжилась и в этом году. Например, в I полугодии прямые китайские инвестиции в Россию уменьшились на 25%. При этом вложения в экономику стран АСЕАН, Гонконга и США в январе – июне 2015 г. увеличились на 92,9%, 71,8% и 30%, соответственно (в годовом исчислении). Инвестиции в Евросоюз китайцы нарастили на 1,9%.

На текущий год прогнозов у UNCTAD пока нет. С одной стороны, ожидают роста инвестиционной активности на фоне восстановления американской экономики. С другой стороны, падение цен на природные ресурсы стимулирует потребительский рынок стран-импортеров, однако ударяет по экономике таких стран. Сокращению инвестиций там способствует и колебание валютных курсов.


Свое ближе к сердцу

Казалось бы, выход есть: заменить иностранцев отечественным инвестором. Благо таковые имеются: весной экспертный совет при Министерстве экономического развития РФ одобрил 5 новых инвестиционных проектов на территории особой экономической зоны «Санкт-Петербург». Суммарный размер инвестиций составит 5,8 млрд рублей.

Один из указанных проектов уже был в центре нашего внимания: компания «ИЦ Буревестник» увеличила до 3,2 миллиарда рублей вложения в завод по разработке и выпуску оборудования для обогащения алмазосодержащих руд, аналитических приборов и систем. Предприятие планируется открыть в 2017 году.

Есть вероятность, что инвестиционную активность проявят сырьевики и предприятия, еще недавно бывшие ФГУПами, а ныне ставшие частью оборонно-космических холдингов. Однако суммы вложений в экономику Петербурга они не уточняют.

Если говорить в целом, то петербургские предприятия за год нарастили инвестиции в основной капитал. По данным Петростата, если в 2013 г. объем использованных на эти цели средств составлял 276 млрд рублей, то в 2014-м он вырос до 345 миллиардов. В Ленинградской области картина противоположная: вложения в основные средства составляли 177 миллиардов и 144 млрд руб., соответственно.

Получается, что петербургский бизнес обладает значительными ресурсами, которые вкладывает в развитие производства. Интерес к реинвестициям возник на волне импортозамещения и удешевления рубля, когда, казалось бы, ничто не мешает нашим заполнить своим товаром опустевшие полки отечественных магазинов. Но в 2015 году эксперты не ждут повторения инвестиционных рекордов российских инвесторов, и вот почему.

Во-первых, процесс импортозамещения затянулся. Промышленники ожидали от государства шагов навстречу помимо введения торгового эмбарго, ведь параллельно бизнес лишался недорогих кредитных ресурсов из-за границы. Однако антикризисные планы правительства и регионов свелись к частичной компенсации ставок банковских кредитов. Но даже эта мера коснулась ограниченного числа заводов и фабрик (в основном исполняющих госзаказ).

До сих пор не решен вопрос о существенных скидках по налогу на прибыль, которые бы распространялись на покупку оборудования и строительство цехов. Такая практика реализована в соседней Эстонии, где податью облагается только часть прибыли, идущая на выплату дивидендов.

Во-вторых, растут производственные издержки. На мировых рынках нефть подешевела, а в России топливо будет дорожать – таковы законы нашей экономики, в которой монополисты перекладывают свои потери на кошелек покупателей. Значит, у предприятий снизится прибыль и, как следствие, ресурсы для реинвестиций.

В-третьих, отечественные банки теперь ограничены в возможности привлечения крупных западных инвесторов в перспективные проекты, а своими миллиардами они рисковать не намерены. Ранее все крупные инвестпроекты по схеме ГЧП строились по такой схеме: крупный банк становился стратегическим партнером Петербурга по реализации определенных проектов. Он создавал консорциум инвесторов, куда входили зарубежные финансовые институты (банки, фонды и пр.) Они и формировали костяк капитала, что позволяло привлечь в экономику города миллиарды долларов.

В-четвертых, петербургский бизнес станет жертвой сокращения потребительского спроса. Особенно это заметно на строительном рынке, где спал угар феерических распродаж конца 2014 года и наступило затишье. По данным Петростата, объем строительных работ в I полугодии 2015 г. сократился на 9,2% в годовом исчислении. И это в сопоставимых, очищенных от инфляции ценах. Правда, ввод в эксплуатацию жилья (в квадратных метрах) возрос за тот же период на 2,4%. Но разве можно это сравнивать с 26-процентным приростом за весь 2014 год! Напомним, что в декабре прошлого года строители отчитались о трехкратном увеличении сдачи жилья.

Но все это в прошлом. А ведь на бурный рост строительных работ надеялись все смежники: от колпинских металлистов, расширивших производство профиля, до самих застройщиков, анонсировавших возведение нескольких домостроительных комбинатов в Петербурге и Ленобласти.

Получается, что вся надежда теперь на удорожание нефти, которое вольет в отечественную экономику столь нужные ей доллары. Остальные источники инвестиций, увы, скоро будут исчерпаны.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (5517) от 07.08.2015.


Комментарии