Кружевная подоплека

Петербургская легкая промышленность, вопреки разговорам о ее развале на фоне повышения цен на ткани и кожу, демонстрирует уникальный рост. По данным Петростата, в январе-феврале 2015 года швейники нарастили обороты в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в целом по России швейное производство сокращается. По данным Росстата, за январь 2015-го – на 22,2% в годовом исчислении. «Петербург всегда был центром легкой промышленности страны», – скажут оптимисты. «Феерический рост обеспечил исключительно пошив мундиров для армии и спецслужб», – возразят пессимисты. И будут, в общем-то, правы.

Кружевная подоплека | ФОТО Галины НАЗАРОВОЙ

ФОТО Галины НАЗАРОВОЙ

Сейчас в северной столице легпром развивается так. Те, кто сделал ставку на массовый пошив, ушли в сегмент госзаказа и выиграли. Впрочем, множественное число здесь употреблять нельзя, ведь «они» – это единственное швейное производство, «БТК-групп», руководство которого имеет выход на самый верх государственного истеблишмента. Без этого крупный госзаказ получить проблематично.

Те, кто в 1990-е сосредоточился на индивидуальном пошиве, сейчас тоже могут свести концы с концами. Стоимость их продукции сопоставима со среднестатистической месячной зарплатой в Петербурге. Но всегда будут клиенты, которые согласны отдать такие деньги за представительский костюм или пальто, сшитые по фигуре конкретного владельца.

Хуже всего дела у небольших швейных фабрик города. Их удел – мелкосерийное производство, конкуренцию которому составляют секонд-хэнды и азиатский импорт. Работать в таких условиях непросто, а удорожание доллара и евро и вовсе поставило мини-фабрики на грань выживания.

Среди неудачников – российские производители исподнего. «Российское производство нижнего белья совершенно неконкурентоспособно, – констатирует ведущий специалист компании «Индексбокс Маркетинг» Святослав Герасимов. – Одна из основных причин – отсутствие собственной сырьевой базы: хлопок в России не растет».

Все ткани и фурнитуру для изготовления нижнего белья приходится брать за рубежом. По итогам предкризисного 2013 года отечественные производители занимали 13% рынка нижнего белья России. При этом в Северо-Западном федеральном округе сосредоточено лишь 6% мощностей, позволяющих отшивать чуть больше 4 млн комплектов исподнего. В Ленинградской области работает только один крупный по российским меркам производитель – русско-немецкая компания «Комацо» в Тихвине. При этом, по оценкам экспертов, емкость рынка нижнего белья в России достигает 83 млрд рублей.

Подспорьем для отечественных кутюрье мог стать Технический регламент Таможенного союза, который с 1 июля 2014 года запретил ввоз и продажу нижнего белья из синтетических тканей. Это касается кружевных трусов и бюстгальтеров. Обусловлено это тем, что в стране продавалось низкокачественное синтетическое белье – опасное, по определению законодателей, для здоровья россиян. Однако даже такой натиск протекционизма не стал серьезным стимулом для развития швейных фабрик.

«Отечественный рынок нижнего белья снижался по 12 – 15% в год начиная с 2011-го, – говорится в исследовании рынка нижнего белья в России, проведенном указанной выше маркетинговой компанией в 2014 году. – Это связано с сильной конкуренцией со стороны зарубежных производителей».

Но даже в таких условиях петербургские производители умудряются развиваться, выбирая узкоспециализированные ниши рынка. Так, компания Tribuna шьет женское нижнее белье больших размеров, в этом году она планирует увеличить объем производства на четверть. «Импортное белье сейчас сильно переоценено, – считает гендиректор компании Татьяна Удачина. – А в нашем сегменте потенциал рынка большой». По ее мнению, оптовику сейчас выгоднее работать именно с российским производителем из-за стабильности поставок продукции и оптимальной логистики.

Правда, на одном оптимизме выжить в швейном деле не удастся. «Ни в Петербурге, ни в России нет ни одного учебного заведения, которое бы обучало шить нижнее белье, – сетует Удачина. – Каждый год мы берем на практику конструкторов, дизайнеров и инженеров-технологов из Университета дизайна. Даже брали ребят из Ивановского университета. Но все практиканты, которые проходили у нас стажировку, ни разу не дошли до выпуска коллекции».

Любопытно, что европейские женщины приобретают 4 – 6 комплектов белья в год. В среднем по России этот показатель намного меньше – 1 – 2 комплекта. Производители связывают это с «низкой культурой ношения белья». Впрочем, сами потребители понимают: дело совсем не в этом, а в довольно низких доходах населения. То, что в Москве и Петербурге в среднем женщины покупают 3 – 4 комплекта белья в год, только подтверждает это.


МЕЖДУ ТЕМ

Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга реализует программы поддержки малого и среднего бизнеса. В приоритете – предприниматели, занятые в производстве кожи, изделий из нее, обуви, одежды и текстиля. Особым вниманием пользуются изделия ремесленничества и народных художественных промыслов. Участие в госпрограмме позволяет компенсировать до 70% затрат. Максимальный объем субсидии – 500 тыс. рублей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (5432) от 06.04.2015.


Комментарии