Крестьяне нарушат режим

В России введено новое правило: грузовой транспорт массой от 3,5 до 12 тонн, используемый для коммерческих перевозок, должен быть оборудован тахографом – средством контроля режима труда и отдыха водителей. Эта норма вступила в силу 1 апреля 2015 года и касается всех. Однако Минтранс предлагает исключить из этого списка сельскохозяйственную технику. Ведомство разработало соответствующий проект приказа, общественное обсуждение которого закончилось на днях.

Крестьяне нарушат режим | Источник: youtube.downloader.com.ru

Источник: youtube.downloader.com.ru

Кому отдать приоритет

«В сложившихся экономических условиях оснащение тахографами грузового транспорта, принадлежащего аграриям, может существенно ухудшить финансовое положение сельхозпредприятий России», – считает директор филиала государственного Агентства автомобильного транспорта в СЗФО Роман Трофимов. Сразу поясним: речь идет не о тракторах и комбайнах, которые сеют и убирают урожай, а о грузовых авто агрохолдингов и крестьянских хозяйств.

По оценке экспертов, только в Ленинградской области на установку тахографов потребуется около 48 млн рублей. Один цифровой тахограф (без карты водителя) стоит в среднем до 40 тысяч рублей. Конечно, это не бюджетные деньги, а средства компаний, однако в нынешних условиях их можно было бы использовать более рационально. Например, на покупку зерна и семян.

Кроме того, привычный путь водителя во время посевной не слишком витиеватый: с поля к зернохранилищу и обратно. Через трассы общего пользования пролегает незначительная часть маршрута. А значит, опасности для других участников движения такой транспорт не представляет и тахограф ему ни к чему.


Хитрецы на дороге

Впрочем, не все считают, что послабление аграриям будет во благо. «Принятие этого нормативно-правого акта создает прецедент взаимосвязи соблюдения режимов труда и отдыха водителей и расходов компании, – считает Геннадий Линник, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями компании «Атол драйв». – Кроме сельского хозяйства имеется достаточно большое количество отраслей, которым потребуется поддержка государства за счет безопасности дорожного движения».

Из-за разнообразия эксплуатируемых в настоящее время в России тахографов (аналоговых и цифровых) сотрудникам ГИБДД сложно контролировать правильность их работы. Кроме того, существует большой список исключений. Если этот документ будет принят, придется определять, относится ли контролируемое транспортное средство к сельхозтехнике и в каком субъекте оно зарегистрировано.

«Сегодня недобросовестные перевозчики, пытаясь избежать необходимости установки тахографа, приравнивают свои автомобили к «исключительным» категориям, – поясняет руководитель тахографической мастерской Максим Сухомлинов. – И суд встает на их сторону, так как по формальным признакам они правы. По аналогии с крестьянскими грузовиками транспорт для коммунального хозяйства или авто для обслуживания нефтяных и газовых скважин нет смысла оснащать тахографами».

По данным ГИБДД, за период с января по март 2015 года возбуждено свыше 100 тысяч административных дел за управление транспортным средством либо за выпуск на линию транспортного средства без тахографа. Из них более 18 тысяч связаны с должностными лицами предприятий, почти 2 тысячи дел – с нарушением водителями режима труда и отдыха.


Увидят все

В систему тахографического контроля в России вовлечены множество участников. Это и законодатели от Госдумы, и правительство РФ, и Минтранс, и ФСБ, и МВД, и мастерские, и сами производители этого оборудования, и транспортные предприятия. Причем законодательство в этой области постоянно меняется и совершенствуется не только на федеральном уровне.

Например, с 1 января 2015 года вступил в действие Технический регламент Таможенного союза. Документ определил требования, которые предъявляются к подобным устройствам. «Ранее тахограф воспринимался как некое дополнительное устройство, которое могло быть на борту, – объяснил руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании «Континентал Аутомотив Рус» Юрий Гайлит. – Однако с этого года он воспринимается как автокомпонент, который обязательно должен сопровождаться специальным сертификатом».

Российские тахографы в отличие от европейских оснащены блоками СКЗИ и ГЛОНАСС. Первый позволяет записывать информацию на внешнем носителе, второй – отслеживать продвижение автомобиля онлайн.

Однако многие водители до сих пор не знают, как пользоваться современной контрольно-измерительной техникой. По данным Росавтотранса, сейчас в России действует 889 мастерских, предоставляющих услуги по установке тахографов и активации блоков с СКЗИ. Из них на Северо-Западе работают только 88 (в Петербурге – 32, в Ленобласти – 4). В этом федеральном округе активировано более 21,4 тыс. блоков СКЗИ. Безусловно, с введением новых правил бизнес по установке подобного оборудования и обучению водителей станет развиваться энергичнее.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (5444) от 22.04.2015.


Комментарии