Коррозия решимости

Этой осенью одной из главных задач сырьевого комплекса России станет ревизия нефте- и газопроводов. Росприроднадзор и Ростехназдор вновь собрались это сделать, начав с Урала и Сибири. Но без принятия совместного с недропользователями регламента проверок чиновники пока не претворили в жизнь экологически важную инициативу. И корпорации облегченно вздохнули.

Коррозия решимости | ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

Экология. Стальные магистрали - так тоже можно назвать газо- и нефтепроводы - изнашиваются и еще быстрее подвергаются коррозии. В результате в прошлом году общая площадь загрязнения почвы по стране превысила 1000 га. Это данные чиновников - подлинные масштабы экологической беды мало кто знает.

Госрегулирование. Только две госкомпании, «Роснефть» и «Газпром», обладают правом осваивать арктический шельф. Этот принцип сохранится и впредь. Правительство РФ поддержало инициативу Минприроды и ввело временный мораторий на передачу бизнесу новых участков в этой зоне. Но это не единственная причина снижения активности на шельфе. Работа сырьевиков замедлилась из-за западных санкций и заморозки совместных проектов с глобальными корпорациями.

Выдача новых лицензий на такие участки, правда, приостановилась еще в I полугодии. Например, в мае «Роснефть» успела получить «кусок» шельфа в Охотском море. Ряда других привлекательных участков она так не и дождалась. Возможно, госкомпании указали на необходимость выполнения уже взятых обязательств.

Мораторий на выдачу новых лицензий введен на год-два и не коснется площадей, на которые уже были поданы заявки. Кроме того, самые лакомые участки могут быть выставлены на аукцион, если их разом пожелают обе госкорпорации. А главное, ограничения фактически сдерживают приход на шельф не зависящих от государства компаний.

Освоение месторождений. Самое северное из разрабатываемых на суше месторождений России, Восточно-Мессояхское в Ямало-Ненецком автономном округе, удалось ввести в срок менее чем за 3 года.

Проект потребовал не только гигантских вложений (85 млрд рублей), но и принятия прорывных технических решений. Одних только грузов туда потребовалось перевезти свыше 400 тысяч тонн. Но игра стоила свеч: богатые нефтью участки остались только в сложных местах, а без них поддерживать объемы добычи уже невозможно. На пик добычи (5,6 млн тонн) проект выйдет к 2020 году.

Геологоразведка. Третий год рынок геолого-разведочных работ (ГРР) в России сужается, и переломить эту тенденцию пока не удалось. В 2015 году объем вложений в ГРР упал на 4 - 5% - в то время как предрекали падение вдвое большее. Это дало повод правительству заявить, что ситуация некритичная. Причем уменьшили инвестиции и государство, и частные компании.

То же самое видим сегодня: в нынешнем году государство сократит финансирование ГРР на 5% (до 33 млрд рублей). А это неизбежно повлияет на прирост запасов, что скажется на падении добычи уже в недалеком будущем. Печальным итогом экономии на геологах может стать потеря Россией лидерства по объемам добычи нефти.

Впрочем, ситуация уникальна. Во всем мире в 2015 г. геологи выявили новые запасы нефти в объеме 2,7 млрд баррелей, что стало минимумом с 1947 г. По оценке исследовательской компании Wood Mackenzie, это в 10 раз меньше, чем ежегодно открывали геологи в 1960-х гг.

Переработка. Рекордная глубина переработки нефти (98%) достигнута на Антипинском заводе (группа «Новый поток») недалеко от Тюмени. Это второй (после Пермского) российский НПЗ, показавший такой результат. Сделать это удалось благодаря модернизации мощностей. Она началась в 2012 году и предусматривала получение гудрона и его переработку, кондиционного кокса и других продуктов. Самое главное: выход дизтоплива увеличился на 50%. В следующем году потребитель ощутит еще один эффект от модернизации, покупая антипинский бензин качества «Евро-5» (АИ-92 и АИ-95).


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (5807) от 12.10.2016.


Комментарии