Когда отзвучал финальный аккорд

Сегодня на улице Чапаева, 15, гордо возвышается современный бизнес-центр «Сенатор». Стены этого респектабельного здания помнят известную «Луначарку», которая производила гитары, балалайки и другие музыкальные инструменты.

Когда отзвучал финальный аккорд  | ФОТО tommaso-lizzul/shutterstock.com

ФОТО tommaso-lizzul/shutterstock.com

Что было

В годы Гражданской войны в кирпичном здании на Большой Вульфовой улице (сегодня это улица Чапаева, 15) делали концертные и салонные рояли. В официальных списках предприятие, которое занималось этим благородным делом, значилось как 1-я российская фортепианная фабрика «К. М. Шредер». Владели этим солидным производством члены семейства господина Шредера, уроженца Саксонии.

В 1918 году фабрика «К. М. Шредер» была национализирована Советом народного хозяйства Северного района, а в 1922 году ей было присвоено имя народного комиссара просвещения А. В. Луначарского. Еще через несколько лет на ее базе была образована Ленинградская фабрика мелких музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского (производство клавишных инструментов вместе с основным оборудованием и имуществом предприятия перевели на 2-ю фортепианную фабрику «Я. Беккер»). И только в 1957 году после ряда экономических перипетий, структурных перераспределений и переименований предприятие получило окончательное название – Фабрика щипковых музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского.

Ставка на щипковые инструменты была сделана неспроста. До революции их производство в России было сосредоточено в руках кустарей-одиночек, которые не могли удовлетворить потребительский спрос (ситуацию спасали поставки инструментов из-за границы). После революции в России началась активная организация собственного промышленного производства щипковых инструментов. В рамках этой программы и работала фабрика Луначарского, но путь ее развития был не так уж прост. После отделения клавишного производства щипковые инструменты остались в разрушенных, переживших два пожара помещениях. Фрезерный станок да ленточная пила – вот и все, чем располагала на момент пуска реорганизованная фабрика. Но она не сдалась.

На первом этаже из отборной древесины, предварительно созревающей на специальных складах не менее 15 лет, резали верхние деки для серийных инструментов. Конвейеры были на втором этаже, а на третьем располагался экспериментальный цех. Практиковалось тесное сотрудничество с учеными Института музыкальной промышленности, специалисты которого давали ценные рекомендации по подбору древесины. Поддерживалось сотрудничество с Лесотехнической академией. Кроме этого в 1930-х годах при фабрике было создано ФЗУ, где обучали столяров и станочников.

Период расцвета фабрики пришелся на 1950-е годы. Благодаря деятельности технического совета в период с 1950-го по 1970 год на предприятии были внедрены прогрессивные технологии (электрическое лакирование, вакуумное формование корпусов гитар, акустическая настройка дек арф и гитар...). Начиная с 1954 года ленинградские балалайки, домры, мандолины, арфы и гитары имели высокие оценки на международных выставках.


Что стало

Снижать обороты фабрика начала еще в 1990-х. Умирала долго и мучительно, пока ее «до последнего кусочка» не перекупили и не растащили, а оставшиеся мастера не разбежались по своим мастерским.

В 1993 году предприятие было приватизировано, в результате чего появилось АООТ (ОАО) по производству народных щипковых инструментов «Арфа». К названию нового предприятия, где продолжали делать те самые ленинградские гитары, в обязательном порядке добавлялась маркетинговая фраза – «бывшая Луначарка». Но причастность к известному бренду не спасла предприятие от банкротства в начале нового столетия. Именно это банкротство принято считать финальным аккордом к тому времени уже не существующей фабрики им. Луначарского.

В 2005 году все производственные помещения были проданы под строительство бизнес-центра, а остатки оборудования и материалов распроданы. Впрочем, что-то спасать было уже поздно. По словам свидетелей того времени, качество инструментов, которые делались на фабрике в последние годы перед закрытием, оставляло желать лучшего.

При этом отголоски былой «музыки» продолжают звучать по сей день. В здании на улице Чапаева работает фирма «Форест», которая не так давно претерпела структурные метаморфозы. Часть ее осталась в бизнес-центре, и сотрудники этой фирмы честно заявили: «Мы работаем со струнными народными инструментами, но гитары не производим и к фабрике Луначарского никакого отношения не имеем».

А вот вторая часть бывшего «Фореста», уже под новым брендом, пытается серийно производить отечественные гитары, упорно ссылаясь на историческую связь с фабрикой Луначарского. В этом году даже выехала со своими инструментами на специализированную выставку в Москву.

Что касается бизнес-центра, который сегодня располагается в стенах бывшей фабрики, то его нынешних обитателей музыкальное прошлое здания особо не интересует. Они гордятся удобным расположением, парковкой и современной внутренней отделкой офисов. На вопрос об истории здания девушка-администратор дала четкую информацию об условиях аренды офисных помещений. На этом разговор и закончился...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (5555) от 30.09.2015.


Комментарии