Когда минус - это плюс

Внешнеэкономическая статистика Петербурга и Ленинградской области за январь - июнь 2017-го преподнесла приятный сюрприз: по данным петростата, экспортно-импортный товарооборот резко вырос по сравнению с I полугодием 2016-го. Так, северная столица увеличила его на 20,4%, а 47-й регион - на 16,8%. Структура внешнеэкономических связей вернулась к привычной: в Петербург из-за рубежа завозят больше товаров, чем вывозят, а Ленобласть, наоборот, гордится положительным сальдо своего торгового баланса.

Когда минус - это плюс | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Сырье и техника

В абсолютных показателях внешнеторговая картина выглядит так. Экспортно-импортный оборот северной столицы в январе - июне 2017-го составил 20,4 млрд долларов, 47-го региона - 4,2 млрд долларов. Сальдо торгового баланса у Петербурга отрицательное (импорт превысил экспорт на 887 млн долларов), у Ленобласти - образцово-показательное (+ 1,2 млрд долларов).

Ничего странного в этом нет, более того: импорт иностранных товаров в северную столицу традиционно превышает городской экспорт. А все из-за машин и оборудования, которые ввозятся в морские, железнодорожные и автомобильные «гавани» Петербурга, чтобы потом разойтись по всей стране. В I полугодии текущего года доля «железа» в структуре импорта составила 46,9% (почти 5 млрд долларов).

Для сравнения: минеральных продуктов (в том числе нефти) из нашего города было вывезено за рубеж на сумму 6,5 миллиарда долларов. То есть объемы технологического импорта сопоставимы с величиной энергетического экспорта. По сути, сырье и машины - два внешнеторговых столпа Петербурга.

В Ленобласти картина схожая: столпом экспорта выступают все те же минеральные продукты (1,6 млрд долларов), а импорта - машины и оборудование (598 млн долларов).

Какие же товарные позиции совершили прорыв во внешней торговле Петербурга и Ленобласти в январе - июне 2017-го? Северная столица в 1,7 раза нарастила экспорт химических товаров (до 259 млн долларов), почти на треть - сырья, пушнины и древесины. При этом 47-й регион в 1,9 раза увеличил отправку за кордон продукции легпрома. Увы, в абсолютных показателях достижения обувщиков и швейников не столь впечатляющие: им удалось продать иностранцам своих товаров лишь на 4,5 млн долларов.

Есть товары-передовики и в структуре импорта. Так, Ленобласть в 3,1 раза нарастила ввоз из-за рубежа минеральных продуктов (до 57,8 млн долларов), почти в полтора раза - одежды и обуви (до 42,8 млн долларов), почти на треть - различной химии (до 247 млн долларов), на 28,6% - машин и оборудования (до 598 млн долларов).

Эти данные подтверждают гипотезу о постепенной реиндустриализации Ленинградской области, когда на смену предприятиям-ветеранам приходят новые производства, снабженные исключительно импортными оборудованием и технологиями. И если присмотреться к расстановке на внешнеторговом пьедестале стран - торговых партнеров, то станет ясно, кто и где в Ленобласти модернизирует промышленность.

«Темные лошадки»

Во внешнеторговой сфере и у Петербурга, и у Ленобласти появились новые «страны-драйверы». Начнем с 47-го региона, о модернизации промышленности которого мы упомянули выше. В полтора раза нарастил объемы внешнеэкономического сотрудничества Китай (до 634 млн долларов), в 1,7 раза, до 345 млн долларов, - Нидерланды.

Впрочем, эту страну можно назвать «новым драйвером» лишь применительно к Ленобласти - в Петербурге она традиционный экспортный лидер. Еще бы: именно через Амстердам, где расквартированы крупнейшие сырьевые трейдеры, проходит немалая часть нефтяного экспорта России, и эта «валютная ниточка» тянется именно из северной столицы.

Но вернемся к внешнеторговым «тягачам» Ленобласти. Здесь мы сегодня обнаружим «темную лошадку»: свое экономическое присутствие в 47-м регионе наращивают США. В полтора раза - до 324 млн долларов - возрос внешнеторговый оборот Соединенных Штатов с ближайшим к Петербургу регионом.

В целом расстановка стран - партнеров Ленобласти предсказуема. Между КНР и Нидерландами обосновалась Финляндия, ведь коммерческие отношения российских и финских бизнесменов постоянны, а застройщики из Суоми во многом определяют тренды строительного рынка наших регионов.

Далее идут Германия, Дания, Бельгия, Эстония и Швеция - весьма активные инвесторы в индустриальный сектор Ленобласти. В частности, датчане и бельгийцы участвуют в развитии сегмента стройматериалов. Шведы инвестируют в деревообработку, эстонцы - в торговлю, немцы «подтягивают» энергетическое и транспортное машиностроение.

Теперь вернемся в Петербург, где появилась своя внешнеторговая «сенсация»: Белоруссия неожиданно вышла на четвертое место в структуре экспортно-импортных партнеров с оборотом 1 млрд долларов. Это, кстати, половина от совокупного торгового объема стран СНГ с северной столицей. Совсем недавно главным экономическим партнером среди стран Содружества была Украина.

Еще один сюрприз: в 1,8 раза (до 751 млн долларов) нарастила внешнеторговый оборот с Петербургом Япония, в полтора раза - Финляндия и Индия, на 31% - Республика Корея. Здесь, скорее всего, сказалось относительно успешное развитие петербургского автопрома, ключевыми инвесторами которого выступают Япония и Южная Корея. Суоми, как и в случае с Ленобластью, интересуется городскими стройками, а Индия - торговлей и военно-техническим сотрудничеством, ведь многие заказы в рамках ВТС исполняются в самом Петербурге или на Северо-Западе.

Поможем загранице и себе

Казалось бы, росту импорта нечего радоваться, ведь каждый цент, затраченный на покупку какой-либо технологической линии, отнимает копейку у отечественных заводов и фабрик. Которые, как известно, всецело воодушевились политикой импортозамещения. Увы, этот взгляд ошибочен: за последнее время в Петербурге появилось только одно предприятие полного цикла, выпускающее станки. Остальные игроки этого рынка лишь модернизируют советское оборудование, прилаживая к нему электронную начинку.

Такой подход не даст старт глубокому перевооружению петербургских и областных предприятий, а каждый день промедления в этом процессе подобен если не банкротству компаний, то потере ими конкурентоспособности и финансовой устойчивости.

Вполне уместно, что пустующую (надеемся, пока) нишу заняли европейские станко- и машиностроители, поставщики запчастей и сырья, которые все еще не выпускают в России. Если смотреть с этой колокольни, то рост технологического импорта в Петербург и Ленобласть стоит только приветствовать. Единственное «но»: если в ближайшие годы наши предприятия не научатся сами выпускать и станки, и все необходимое для их работы.

#регион #экономика #статистика

Комментарии