Главная городская газета

Когда минус - это плюс

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Схватить Деда Мороза за хвост

Торговля вернула себе площади, ранее ей неинтересные Читать полностью

Инфляция сдулась?

Индекс РТС начал минувшую неделю на уровне 1155,3 пункта, а закончил ее на отметке 1132,5 пункта. Читать полностью

Петроград сохранил свое лицо

Современный Петербург во многом унаследовал экономический уклад давнего предшественника Читать полностью

Тайна звездного чизкейка

Петербургские пищевики первыми в мире сумели «засунуть» торт в тюбик Читать полностью

Не упустить федеральную поддержку

На ближайшие три года государство планирует сохранить основные меры поддержки легкой промышленности. Читать полностью

Навигатор моды

Новые брюки из старой жилетки Читать полностью
Реклама
Реклама
Когда минус - это плюс | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Внешнеэкономическая статистика Петербурга и Ленинградской области за январь - июнь 2017-го преподнесла приятный сюрприз: по данным петростата, экспортно-импортный товарооборот резко вырос по сравнению с I полугодием 2016-го. Так, северная столица увеличила его на 20,4%, а 47-й регион - на 16,8%. Структура внешнеэкономических связей вернулась к привычной: в Петербург из-за рубежа завозят больше товаров, чем вывозят, а Ленобласть, наоборот, гордится положительным сальдо своего торгового баланса.

Сырье и техника

В абсолютных показателях внешнеторговая картина выглядит так. Экспортно-импортный оборот северной столицы в январе - июне 2017-го составил 20,4 млрд долларов, 47-го региона - 4,2 млрд долларов. Сальдо торгового баланса у Петербурга отрицательное (импорт превысил экспорт на 887 млн долларов), у Ленобласти - образцово-показательное (+ 1,2 млрд долларов).

Ничего странного в этом нет, более того: импорт иностранных товаров в северную столицу традиционно превышает городской экспорт. А все из-за машин и оборудования, которые ввозятся в морские, железнодорожные и автомобильные «гавани» Петербурга, чтобы потом разойтись по всей стране. В I полугодии текущего года доля «железа» в структуре импорта составила 46,9% (почти 5 млрд долларов).

Для сравнения: минеральных продуктов (в том числе нефти) из нашего города было вывезено за рубеж на сумму 6,5 миллиарда долларов. То есть объемы технологического импорта сопоставимы с величиной энергетического экспорта. По сути, сырье и машины - два внешнеторговых столпа Петербурга.

В Ленобласти картина схожая: столпом экспорта выступают все те же минеральные продукты (1,6 млрд долларов), а импорта - машины и оборудование (598 млн долларов).

Какие же товарные позиции совершили прорыв во внешней торговле Петербурга и Ленобласти в январе - июне 2017-го? Северная столица в 1,7 раза нарастила экспорт химических товаров (до 259 млн долларов), почти на треть - сырья, пушнины и древесины. При этом 47-й регион в 1,9 раза увеличил отправку за кордон продукции легпрома. Увы, в абсолютных показателях достижения обувщиков и швейников не столь впечатляющие: им удалось продать иностранцам своих товаров лишь на 4,5 млн долларов.

Есть товары-передовики и в структуре импорта. Так, Ленобласть в 3,1 раза нарастила ввоз из-за рубежа минеральных продуктов (до 57,8 млн долларов), почти в полтора раза - одежды и обуви (до 42,8 млн долларов), почти на треть - различной химии (до 247 млн долларов), на 28,6% - машин и оборудования (до 598 млн долларов).

Эти данные подтверждают гипотезу о постепенной реиндустриализации Ленинградской области, когда на смену предприятиям-ветеранам приходят новые производства, снабженные исключительно импортными оборудованием и технологиями. И если присмотреться к расстановке на внешнеторговом пьедестале стран - торговых партнеров, то станет ясно, кто и где в Ленобласти модернизирует промышленность.

«Темные лошадки»

Во внешнеторговой сфере и у Петербурга, и у Ленобласти появились новые «страны-драйверы». Начнем с 47-го региона, о модернизации промышленности которого мы упомянули выше. В полтора раза нарастил объемы внешнеэкономического сотрудничества Китай (до 634 млн долларов), в 1,7 раза, до 345 млн долларов, - Нидерланды.

Впрочем, эту страну можно назвать «новым драйвером» лишь применительно к Ленобласти - в Петербурге она традиционный экспортный лидер. Еще бы: именно через Амстердам, где расквартированы крупнейшие сырьевые трейдеры, проходит немалая часть нефтяного экспорта России, и эта «валютная ниточка» тянется именно из северной столицы.

Но вернемся к внешнеторговым «тягачам» Ленобласти. Здесь мы сегодня обнаружим «темную лошадку»: свое экономическое присутствие в 47-м регионе наращивают США. В полтора раза - до 324 млн долларов - возрос внешнеторговый оборот Соединенных Штатов с ближайшим к Петербургу регионом.

В целом расстановка стран - партнеров Ленобласти предсказуема. Между КНР и Нидерландами обосновалась Финляндия, ведь коммерческие отношения российских и финских бизнесменов постоянны, а застройщики из Суоми во многом определяют тренды строительного рынка наших регионов.

Далее идут Германия, Дания, Бельгия, Эстония и Швеция - весьма активные инвесторы в индустриальный сектор Ленобласти. В частности, датчане и бельгийцы участвуют в развитии сегмента стройматериалов. Шведы инвестируют в деревообработку, эстонцы - в торговлю, немцы «подтягивают» энергетическое и транспортное машиностроение.

Теперь вернемся в Петербург, где появилась своя внешнеторговая «сенсация»: Белоруссия неожиданно вышла на четвертое место в структуре экспортно-импортных партнеров с оборотом 1 млрд долларов. Это, кстати, половина от совокупного торгового объема стран СНГ с северной столицей. Совсем недавно главным экономическим партнером среди стран Содружества была Украина.

Еще один сюрприз: в 1,8 раза (до 751 млн долларов) нарастила внешнеторговый оборот с Петербургом Япония, в полтора раза - Финляндия и Индия, на 31% - Республика Корея. Здесь, скорее всего, сказалось относительно успешное развитие петербургского автопрома, ключевыми инвесторами которого выступают Япония и Южная Корея. Суоми, как и в случае с Ленобластью, интересуется городскими стройками, а Индия - торговлей и военно-техническим сотрудничеством, ведь многие заказы в рамках ВТС исполняются в самом Петербурге или на Северо-Западе.

Поможем загранице и себе

Казалось бы, росту импорта нечего радоваться, ведь каждый цент, затраченный на покупку какой-либо технологической линии, отнимает копейку у отечественных заводов и фабрик. Которые, как известно, всецело воодушевились политикой импортозамещения. Увы, этот взгляд ошибочен: за последнее время в Петербурге появилось только одно предприятие полного цикла, выпускающее станки. Остальные игроки этого рынка лишь модернизируют советское оборудование, прилаживая к нему электронную начинку.

Такой подход не даст старт глубокому перевооружению петербургских и областных предприятий, а каждый день промедления в этом процессе подобен если не банкротству компаний, то потере ими конкурентоспособности и финансовой устойчивости.

Вполне уместно, что пустующую (надеемся, пока) нишу заняли европейские станко- и машиностроители, поставщики запчастей и сырья, которые все еще не выпускают в России. Если смотреть с этой колокольни, то рост технологического импорта в Петербург и Ленобласть стоит только приветствовать. Единственное «но»: если в ближайшие годы наши предприятия не научатся сами выпускать и станки, и все необходимое для их работы.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook