Клетка для отличников

Совсем недавно родители снарядили детей в школу. И, конечно, прослезились, подсчитав «первоклассные» затраты. Пожалуй, самой щадящей статьей школьных расходов стала канцелярия. И это притом что тетрадей, блокнотов и альбомов для рисования первокласснику 2017-го надо гораздо больше, чем когда-то требовалось его папе и маме. Вот и петербургские производители писчебумажной канцелярии не пожалели ни фантазии, ни красок, дабы сделать обложки своих творений как можно заметнее. Поэтому школьную тетрадь теперь смело можно назвать прорывной производственной инновацией.

Клетка для отличников | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Встречают по обложке

В наши дни формула «покупают по обложке» известна всем производителям тетрадей. Поэтому они ежегодно разрабатывают обложки целыми сериями. Работа над коллекцией начинается за год до продажного сезона. Разработкой дизайна занимаются целые творческие команды, которые следят за трендами рынка, учитывая мнение как опытных профессионалов, так и молодых художников и фотографов.

В последние годы пользуются популярностью акварельные рисунки, забавные персонажи с шутливыми и поучительными подписями, стилизация под хенд-мейд. Вне конкуренции виды Петербурга, которые любят и москвичи, и иностранцы. Но бывает и так, что разработанный дизайн не оправдывает надежд, тогда приходится снимать продукцию с производства. Например, петербуржцам не понравились обложки со «стильными девочками в красивых нарядах».

Что касается лицензионной продукции в виде обложек с изображениями музыкальных поп-групп, актеров, футболистов, героев кино и мультфильмов, то подобные товары, представленные на петербургских школьных базарах, в основном не местного происхождения. Более того, среди них встречается продукция фирм, которые нелегально используют чужие изображения, несмотря на то что это чревато проблемами с налоговой службой и правоохранительными органами.

Официальная лицензия слишком дорогое удовольствие, доступное только крупным предприятиям, так как окупить ее стоимость небольшими тиражами нереально. Впрочем, в последнее время и крупные фабрики отказываются от этого формата. Так, с лицензионной продукцией лет пять назад перестала работать Каменногорская бумажная компания, один из крупнейших игроков отечественного писчебумажного рынка.

Рынок «толстых» и «тонких»

Основных игроков на рынке бумажно-беловой продукции можно разделить на две группы. Это крупные предприятия, которые обеспечивают большие объемы производства в средней и низшей ценовых категориях, а также средние и мелкие производители. В основном это отечественные компании. Кроме продукции местных производителей ее активно замещают товары из Москвы, Ярославля, Ростова и Архангельска.

Чем крупнее компания, тем больше тиражи выпускаемой ею продукции и интереснее ассортимент. Такие предприятия могут позволить себе приобрести дорогостоящее оборудование: станки для нанесения различных спецэффектов, для многокрасочной печати обложек, качественной разлиновки.

Петербургские производители делают упор на выпуск продукции среднего ценового сегмента, в их числе — общие тетради и блокноты на скрепке, на спирали, на металлическом гребне и на склейке. Производство простых тонких тетрадей — так называемой «зеленки» — для малых предприятий (таковых в данной отрасли большинство) нерентабельно, поскольку ее себестоимость очень высока. Этой продукцией занимаются крупнейшие отечественные фабрики, которые перерабатывают по тысяче тонн бумаги в месяц.

От планшета — к альбому

Что касается производственных мощностей, то большинство предприятий, специализирующихся на производстве тетрадей, работает на станках 1970 — 1980-х гг. российского и немецкого производства. При этом практически все игроки рынка делают ставку на автоматизацию производств. Сырье, с которым работают отечественные производители, российское.

Считается, что производство школьных тетрадей отличается высокой рентабельностью. Но практика показывает, что это не всегда соответствует действительности. И даже если себестоимость тетради невысока, организация сбыта готовых изделий требует не менее 30 — 40% от себестоимости самой тетради.

Несмотря на то что большинство современных людей пользуются гаджетами и прочими электронными носителями, спрос на тетради, блокноты, альбомы и прочую бумажно-беловую продукцию сохраняется на прежнем уровне. Более того, сегодня на рынке проявляется интересная тенденция: люди, привыкшие рисовать на электронных носителях, вдруг потянулись к бумаге. Уставшая от планшетов молодежь с удовольствием осваивает рисование от руки на бумаге. Возможно, поэтому сегодня в моде скетчбуки — альбомы для зарисовок. Если раньше ими пользовались исключительно художники, рисующие там, где их застало вдохновение, то сегодня они завоевали популярность и у непрофессионалов.

Ориентируясь на спрос и подогревая интерес к этой продукции, производители придумывают различные фишки типа скетчбука из черной бумаги, предназначенной для рисования белыми карандашами или мелками. Нравятся современным любителям рисования и альбомы из винтажной крафт-бумаги.


Прямая речь

Юрий ВЛАСОВ, генеральный директор петербургского предприятия по производству бумажно-беловых товаров «Политехнология»:

— Наше относительно небольшое предприятие перерабатывает около 1400 тонн бумаги и картона. Только календарей мы производим более 600 тысяч за сезон. Современный российский потребитель выбирает яркие «прикольные» обложки-фантики, а не однотонный нейтральный дизайн в стиле минимализма, популярный в Европе. Дело в том, что в сознании поколения учеников родом из СССР навсегда остались серые безликие обложки тетрадей и альбомов для рисования того периода, и теперь они восполняют то, что недополучили в детстве. Этот комплекс «суровой безликости» активно проявляется в наши дни. И, судя по всему, такая тенденция будет актуальна еще долгое время

Разрабатывая дизайн обложек, мы учитываем, что нашей продукцией пользуется подрастающее поколение, и уделяем внимание воспитательной функции. Поэтому не эксплуатируем вычурные или провокационные сюжеты, даже если чувствуем, что они будут продаваться. Так, мы отказались от черепов, которые одно время были в моде.

Андрей ШИЛОВ, ведущий специалист Каменногорской бумажной компании:

— В среднем мы производим 50 миллионов тетрадей в год, которые расходятся по всей России, а также в регионы ближнего и дальнего зарубежья. Конкуренция в этом сегменте значительная, даже притом что в Северо-Западном регионе крупных производителей школьных тетрадей немного.


КСТАТИ

Как определить качественную тетрадь:

1. Должна быть маркировка «EAC» — это знак соответствия Техническому регламенту Таможенного союза.

2. Плотность бумаги должна быть не менее 60 г на кв. м.

3. Уровень белизны — от 75 до 90%.

4. Линии должны быть не яркими, не бледными, но обязательно четкими.

#точки роста #инновации #канцелярия

Комментарии