Хиты заводского подиума

Затраты на спецодежду и средства индивидуальной защиты на одного работника в Европе составляют 350 - 400 долларов в год, тогда как в России - всего 100 долларов. В Петербурге этот показатель лучше благодаря предприятиям автопрома, судостроения и другим крупным промышленным компаниям, которые используют необходимую экипировку отечественного производства. О том, почему спецодежду шьют все больше и больше и зачем рабочим комбинезоны из инновационных тканей, корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал генеральный директор петербургского филиала компании «Восток-Сервис» Владимир МАКСЫМИВ.

Хиты заводского подиума | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

- Владимир Степанович, это правда, что российский рынок спецодежды более чем на 80% состоит из отечественной продукции?

- Совершенно верно. Что касается рынка нашего региона, то здесь работают несколько крупных компаний. В их числе «БТК Групп», ПВ «Техноавиа» и, конечно, ГК «Восток-Сервис», в которую входят 11 швейных и 4 обувные фабрики.

- Какие петербургские предприятия лучше всего «одеты» в хорошую спецодежду?

- В первую очередь это весь автопром и судостроение. Кроме того, в последнее время среди наших клиентов стали появляться компании, работающие в совершенно новых сегментах рынка, для которых спецодежда еще не придумана. Для таких мы и наши коллеги практически с нуля изобретаем модели, актуальные для современного и быстроменяющегося рынка. Это и сложнейшие инновационные костюмы, защищающие человека от агрессивных сред, и спецодежда для производства фармацевтической отрасли, и уникальная одежда для защиты от термических рисков электрической дуги.

- То есть процесс импортозамещения в вашей сфере идет успешно?

- Более чем. На фоне девальвации рубля, которая практически вытеснила с рынка спецодежды импорт, российские производители активно расширяют собственные мощности. Например, наша компания в прошлом году открыла в России три новые швейные фабрики, значительно расширила производство обуви. Но самый главный фактор успеха - то, что в отличие от ситуации в масс-маркете, который остался без отечественных тканей, текстиль для защитной одежды Россия производит довольно успешно. Кроме того, наши иностранные партнеры активно открывают здесь свои дочерние предприятия и запускают российские производства.

- Можно ли оценить уровень сложности производства спецодежды?

- Требования к спецодежде значительно выше, чем к производству повседневной, гражданской. Вся продукция должна соответствовать ГОСТ и требованиям Технического регламента. Поэтому фабрики нашего уровня стараются внедрять новые технологии, позволяющие уйти от ручных операций или минимизировать их. Это дает возможность исключить ошибки, связанные с «человеческим фактором».

Конечно, квалифицированную опытную швею еще не скоро заменят роботы, нет пока такого оборудования, которое могло бы автоматически изготавливать сложные швейные изделия. Но прогресс в этом направлении есть. Сейчас у нас максимально автоматизированы подготовительные процессы. На всех швейных фабриках установлены вакуумные столы для раскроя, автоматизированные раскройные и швейные комплексы.

Активно применяются и средства малой механизации: всевозможные лапки, позволяющие швеям легко, быстро и точно стачивать детали изделий из различных тканей и материалов. На большинстве фабрик действует автоматизированная система раскладки и градации лекал. На обувных предприятиях используются литьевые агрегаты карусельного типа.

- Какие инновационные ткани появились в последнее время на рынке?

- Очень интересна огнестойкая ткань для производства спецодежды, защищающей от воздействия электродуги. Раньше такую спецодежду выпускали либо из натуральных хлопковых тканей с огнестойкой отделкой, либо из арамидных тканей, защищающих от термических рисков. Инновационная ткань делается из хлопка с небольшой добавкой синтетического огнестойкого волокна, за счет чего получаются более комфортные и легкие по весу модели с демократичной себестоимостью.

Для костюма сварщика применяется ткань с силиконизированным покрытием. Она устойчива к прожиганию искрами и брызгами расплавленного металла. Выдерживает воздействие в течение 700 секунд вместо положенных по стандарту пятидесяти. Раньше эта ткань была только импортного производства, сегодня ее аналоги производятся и в России. Основная тенденция развития современных специализированных тканей - унификация, когда в одной ткани производители пытаются совмещать две и даже три функции.

- Но в каждой бочке меда должна быть какая-то ложка дегтя...

- ...И такая в нашей отрасли имеется. Еще несколько лет назад список предприятий, которые подходили к обеспечению спецодеждой своих работников неформально, неуклонно рос. Но переход крупных компаний в режим экономии этот процесс притормозил. И в большинстве случаев из бюджетной сметы вычеркивается именно спецодежда.

Кроме того, эта тенденция поспособствовала появлению на рынке, в том числе и в Петербурге, небольших швейных предприятий с несертифицированным производством, которые шьют так называемую спецодежду экономкласса. Защитные свойства такой одежды зачастую существуют только на бумаге, на самом деле товар не соответствует требованиям установленных государством нормативов. Мало того что такая спецодежда не выполняет своих основных защитных функций, она еще очень быстро приходит в негодность.

К сожалению, дешевая и некачественная спецодежда пользуется спросом. Как правило, эти костюмы востребованы на стройках для экипировки временных рабочих. Показательно, что иностранные компании, работающие в России, интерес к такой продукции не проявляют. Они не только ответственно соблюдают российское законодательство, но и строго придерживаются своих внутренних жестких стандартов.

- Выходит, корень зла - в игнорировании требований законодательства в части обеспечения сотрудников спецодеждой?

- Я бы больше говорил о соблюдении норм охраны труда работниками. К сожалению, в России нет этой культуры - ценить свое здоровье и жизнь. Конечно, бывает, что работодатель из-за корыстных интересов не тратится на спецодежду. Но еще чаще на нашей стройке мы можем увидеть рабочего, который одет по всем нормативам в качественную спецодежду, снабженную современными страховочными приспособлениями. Но при этом он отважно карабкается не по лесам, а по какой-нибудь ветхой лестнице, даже не пристегнув страховочные стропы. В результате большой процент травм на производстве происходит не по вине работодателя, а из-за безответственности самих рабочих.

- А что такое, собственно, качественная спецодежда?

- Та, в которой удобно работать. При этом пользуются успехом модели, внешне максимально приближенные к спортивной и повседневной одежде. Становится популярной спецодежда со световозвращающими полосами и элементами, обозначающими присутствие человека в условиях плохой видимости. Что касается моды, то в целом вкусы людей, проживающих в разных регионах, различаются. Если европейцы с удовольствием носят сигнальную спецодежду яркого лимонного цвета (причем не только на работе, но и в обычной жизни), то российский потребитель более консервативен. На наших производствах популярны практичные расцветки бежевых, серых и черных тонов с эффектными отделками цвета лайм или красного.

- Известно, что отечественная легкая промышленность пока не способна обеспечить весь потребительский спрос. Не пытается ли сегмент спецодежды занять и эту нишу?

- Спецодежда включает большой сегмент для охотников, рыболовов, грибников, дачников и туристов. Все эти изделия обладают высокими защитными факторами. Например, у нас есть противоэнцефалитный костюм, конструкция которого разработана таким образом, что клещи попадают в специальные ловушки-барьеры, благодаря чему риск укуса сводится к минимуму. Несомненным хитом на протяжении уже многих лет является костюм для охотников и любителей зимней рыбалки. И даже несмотря на то что в целом рынок одежды демонстрирует падение, в прошлом году на продукцию этих направлений спрос был повышен.

- Каковы перспективы развития отечественного рынка спецодежды?

- По разным оценкам, к 2025 году российский рынок спецодежды и средств индивидуальной защиты может в большинстве сегментов двукратно вырасти. Это силовые структуры, экстренные службы, энергетика, добывающая отрасль... Потенциальную емкость рынка мы оцениваем в 200 миллиардов рублей. Так что работы много.


Роба для балерины

5Спецкостюмы_Фото-автора.jpgМы привыкли считать, что спецодежда - это прежде всего одежда для представителей рабочего класса. Но ведь легкая балетная пачка и пуанты - тоже спецодежда. Правда, ее не шьют, а создают, причем зачастую за кулисами в театральных мастерских либо на специальных фабриках по производству сценических костюмов. Лучшими всегда считались петербургские и ленинградские мастерские.

«До второй половины XIX века балерины выступали на сцене в громоздких платьях с корсетом и на каблуках, - рассказывает ректор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе. - В 1832 году в Париже состоялась премьера революционного балета «Сильфида», на которой для изображения парения сказочной феи было использовано приподнимание балерины на кончики пальцев, что впоследствии привело к возникновению балетных туфелек - пуантов. Еще одной изюминкой премьеры стал необычный костюм балерины - воздушная пачка из легкой прозрачной ткани, или, как ее прозвали французы, tutu (вероятно, от названия тюля, из которого она была сшита). По тем временам эти балетные костюмы из газовых тканей были очень непрактичны с точки зрения техники безопасности. Зачастую танцовщицы буквально горели на сцене, где вместо электрического освещения были свечи».

Первоначально пачки делались с корсетными костями, которые подчеркивали талию. С течением временем костюм балерины становился проще, благодаря чему совершенствовалась и усложнялась техника самого танца. И если сегодня сделать костюмы по старинным эскизам, то танцовщики XXI века не смогут в них не то что танцевать, но и нормально двигаться.

Сегодня наиболее значимое для России и всей Европы предприятие по изготовлению декораций и костюмов для спектаклей расположено в Петербурге. Это художественно-производственный комбинат Государственного академического Мариинского театра.

Строго говоря, производственные мастерские по пошиву костюмов есть у каждого театра. Из независимых площадок выделяется российский комплекс «Гришко». Он состоит из четырех фабрик, где налажено производство декораций, театральных костюмов, репетиционной одежды и пуантов, производство которых самое настоящее искусство. Так, основание балетных туфелек состоит из шести слоев текстиля и обычной мешковины, склеенных между собой по принципу папье-маше. За счет такой конструкции обувь быстро разнашивается, приобретая форму пальцев танцовщицы.

Верх пуантов шьется из атласа и бязи телесного цвета. Атлас не бликует под софитами, а бязь благодаря своей гигиеничности позволяет сохранять здоровье ног танцовщиц. Подошва изготавливается из натуральной кожи. Жесткость регулируют стельки. Для изготовления одного пуанта требуется около 54 деталей и более 100 операций. Настоящие качественные пуанты должны быть сделаны исключительно из натуральных материалов. Существует шутка, что хорошие пуанты можно даже съесть без особого вреда для здоровья. Именно российские пуанты до сих пор считаются эталоном в балетном мире. В советские времена, отправляясь за границу на гастроли, артисты вывозили на продажу десятки пуантов наряду с икрой и водкой.

«Что касается наших театральных костюмерных мастерских, то, к сожалению, за последние четверть века они очень сильно потеряли в качестве, - отмечает Николай Максимович. - Еще одна проблема сегодняшнего дня - санкции. Иногда доходит до того, что заказанную за рубежом ткань приходится ввозить в буквальном смысле на себе. Кроме этого мы сталкиваемся с тем, что наряду с появлением на рынке инновационного текстиля некоторые старинные технологии текстильного производства исчезли. К примеру, не так давно мне шили костюм, для которого была необходима тканая парча. В результате пришлось срезать кусочки этой ткани со старых костюмов, потому что сегодня не существует даже станков, которые бы вышивали золотом и серебром».

Себестоимость костюма балерины зависит от качества материала и отделки. Понятно, что достойные костюмы шьют из дорогих тканей - это, как правило, английский или японский тюль, парча, атлас. Сегодня добросовестные мастера шьют пачки из 18 - 20-метровых полотен. Что касается декора, несмотря на то что рынок заполонили дешевые китайские и корейские стразы, вне конкуренции остаются камни «Сваровски».

«Шитье костюмов - это самая благодатная строка бюджета по умыканию денег, - раскрывает секреты внутренней кухни производства костюмов Николай Цискаридзе. - К примеру, если в советские годы пачка шилась из 12 метров ткани, то умельцы делали это из 9, а то и из 6 метров. При этом в накладной купленный за две копейки вагон обычной ткани даже сегодня иногда превращается в эксклюзивные погонные метры от Dior».

В России для каждого исполнителя принято шить индивидуальный костюм. Наряд примы-балерины никто не имеет права даже померить. Все детали платья пришиваются намертво. Для сравнения: на Западе костюмы для балетных постановок служат по 40 - 50 лет и передаются по наследству от одних исполнителей другим. Зачастую эти костюмы являются сборными, детали которых можно отстегивать и пристегивать в зависимости от размера балерин. Еще одно отличие: если наши балерины при создании костюма имеют возможность капризничать и спорить с художниками, то за рубежом артист подписывает контракт, где указаны четкие правила вплоть до эксплуатации костюма. И порой даже корону нельзя прикрепить под другим углом, нежели это указано в эскизе, который всегда висит над гримерным столиком.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (5898) от 01.03.2017.


Комментарии