Казну послали в банк

Новость, которая повергла в шок и региональных чиновников, и работников бюджетной сферы: российское правительство планирует отказаться от одного из самых действенных и желанных на местах вида матпомощи — межбюджетных кредитов. Ставка по ним была ниже ключевой, поэтому субъекты Федерации старались запрашивать из центра именно такие займы. По-другому строить дороги, сносить ветхое жилье и развивать социальную инфраструктуру было непозволительно дорого.

Казну послали в банк | ФОТО Ronstick/Shutterstock

ФОТО Ronstick/Shutterstock

Кредитные хроники

Как это работало: более-менее благополучные регионы (или по крайней мере те, где не происходило социально-экономических потрясений) отправляли на федеральный уровень какой-либо позитивный и масштабный проект. Например, строительство современного аэропорта взамен старого, рассчитанного на самолеты Ан-24. Или возведение мегабольницы (по региональным масштабам). Главное — размах, уникальность и ощущение прорыва. После проведения экспертиз проект попадал на рассмотрение в профильное ведомство, которое могло дать зеленый свет на «дорожной карте» межбюджетного кредита.

Регионы, «пролетевшие» мимо такой возможности (а таковых примерно две трети), как простые смертные, отправятся в ссудные кассы — коммерческие банки или фонды, инвестирующие многообещающие инфраструктурные проекты. В обоих случаях на казне гирями повиснут обязательства по выплате кредитов.

Теперь вместо недорогой возвратной матпомощи регионам обещают некую иную поддержку, формат которой пока неизвестен. Зато мы знаем, что в структуре госдолга регионов в последние годы резко возросла доля дорогих коммерческих кредитов. Если в 2012-м она составляла 35,1%, то два-три года назад — уже почти 50%. Возможно, субъектам Федерации будут доступны лишь относительно короткие займы на покрытие кассовых разрывов.

По данным Счетной палаты, на 1 июля доля бюджетных кредитов в структуре госдолга регионов составляла 47,6%. В общей сложности федеральный центр ссудил своим субъектам чуть больше 1 трлн руб. Это помогло регионам сократить расходы на обслуживание госдолга: за первое полугодие 2017 г. они сократились на 8,7% по сравнению с первым полугодием 2016-го. В июле правительство добавило регионам еще почти 100 млрд кредитных рублей.

Однако разовая, не системная поддержка вряд ли исправит нелегкую финансовую картину на местах. Так, казна 38 регионов хронически дефицитна. Есть и такие субъекты Федерации, где на бюджетные кредиты приходится половина или треть долга.

Рынок манит

Для бюджета Петербурга дешевые «казенные» кредиты были своего рода наградой за благополучие, эдакой вишенкой на денежном торте. Город никогда не отказывался от межбюджетных кредитов, хотя их доля в доходах северной столицы была невелика. Почти беспроигрышными для получения такой матпомощи были проекты строительства метро, участие в разного рода государственно-частном партнерстве и т. п.

Однако теперь, когда режим экономии применяется даже для столичных городов, потеря недорогого источника длинных денег будет ощутима и для Петербурга. Правда, у нашего города есть альтернативный источник наличности, и его активно используют власти — эмиссия облигаций. Это долговые деньги, взятые не у коммерческих банков, а на фондовом рынке. Так как Петербург имеет наивысший из возможных в России кредитных рейтингов, продажа облигаций вполне обоснована.

Хотя и здесь кроется подвох: на рынке можно занять много денег, но как их потом отдать? Планка, установленная сейчас Петербургом, это 45 млрд рублей. Дефицит бюджета планируется удержать на уровне 64 млрд руб. Это максимум, что может позволить себе наш город.

Дыра в казне не абстрактное явление, возникающее из ниоткуда. В нее «зашиты» все недостроенные объекты, недополученные доходы по налогам и сборам, а также неисполненные обязательства перед горожанами и предприятиями. Как показывает практика, сокращение дефицита — титанический труд, сильно растянутый во времени. Вот почему регионам хочется как можно быстрее заткнуть дыры в своей казне, и тут уж любые способы хороши. Лучшим традиционно считался межбюджетный кредит, но его время, похоже, уже прошло. Останутся только облигации и услуги коммерческих банков.

Дать списать?

Если для Петербурга проблема дефицита казны решаема, то для многих регионов поменьше она переходит в хроническую форму. Тогда речь уже идет не о сиюминутных потребностях в затыкании дыр, а о росте госдолга. Складывается он из неоплаченных долгов перед бюджетом, банками и фондами. И так уж выходит, что изыскать средства на покрытие этой «черной дыры» на местах становится все сложнее.

Что же делать? Самое простое — дать списать регионам долги. По крайней мере перед бюджетом и госфондами. Но в экономике ни одно действие не проходит бесследно: если что-то откуда-то взяли, то что-то куда-то надо и отдать. Списать долги одним регионам — значит недодать другим распорядителям средств. Например, больницам, школам, дорожным строителям в других субъектах Федерации.

Второй способ — дать регионам отсрочку по выплатам займов. Эксперты называют более-менее приемлемую формулу: отсрочка на 10 лет с погашением равными долями по 10% в следующие 10 лет. Подобный подход применялся при реструктуризации кредитов Татарстану и Краснодарскому краю.

Скорее всего, федеральный центр пойдет по гибридному пути, решая проблемы каждого региона в отдельности. В этом случае придется отойти от общей схемы, и, не исключено, кое-где вернутся к межбюджетному кредитованию. Придется использовать весь арсенал финансовых мер, чтобы навести порядок в столь огромном и важном финансовом хозяйстве.

#индекс недели #финансы #ресурсы

Комментарии