Казенная надежда

Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что пик кризиса в России пройден. С этим можно подискутировать, а можно и принять как указание к действию. Похоже, именно так поступили власти Петербурга и Ленинградской области, готовя весеннюю корректировку региональных бюджетов на текущий год. Однако при схожей внешней ситуации подход к делу у родственных субъектов Федерации разный.

 Казенная надежда | ФОТО Valeri-Potapova/shutterstock.com

ФОТО Valeri-Potapova/shutterstock.com

Остатки
с барского стола

Петербургские власти, которые еще в начале года готовили горожан к возможному 10-процентному секвестру расходов региональной казны, теперь намерены ограничиться лишь 5%. Несмотря на относительно малую величину, в абсолютном выражении это 23,4 млрд рублей, что сопоставимо с годовым бюджетом Карелии, однако значительно меньше, чем было урезано в кризисном 2009-м. В итоге северная столица в 2015 году планирует потратить 451 миллиард рублей.

Выходит, городу незачем затягивать пояс под самое «не горюй».

На этом странности не заканчиваются. Расходы на стратегически важные начинания – инфраструктуру, метро и другой рельсовый транспорт – все-таки планируется сохранить в урезанном на 10% виде. Можно сказать, что инвестиционная составляющая казны на этот год явно не в фаворе: бюджет комитета по развитию транспортной инфраструктуры сокращен с 55,4 млрд до 48,5 млрд рублей, комитета по строительству – с 28 млрд до 26,3 млрд рублей, комитета по энергетике – с 17,2 млрд до 15,1 млрд рублей. Адресная инвестиционная программа (АИП) «похудела» на 11,1 млрд – до 84,1 млрд рублей.

Теперь окончательно понятно, что первые две станции Красносельско-Калининской линии увидят пассажиров не ранее 2020 года. В 2015-м шестой ветке достанутся лишь остатки с барского стола: 1,7 млрд вместо ранее планировавшихся 4,5 млрд рублей. Сопоставимый секвестр ждет и четвертую линию, которую давно запланировано продолжить от «Спасской» до станции «Горный институт» на Васильевском острове.

Повезет, разумеется, только Невско-Василеостровской линии, которую протянут в Приморский район. Формально расходы города на нее сокращены на 3,8 млрд рублей, по факту эти деньги должны поступить из федерального бюджета. Чиновники объясняют, что эта транзакция позволит направить освободившиеся средства на другие объекты – например, на продление Финляндской улицы до Софийской в Колпине. Проект на самом деле очень важный для этого города.

Две статьи расходов остались нетронутыми. Первая – на строительство стадиона на Крестовском острове. В нынешнем году на эти цели будет ассигновано 5,9 млрд рублей. Вторая – на покрытие дефицита петербургского бюджета. В 2015 году все 54,9 млрд рублей придется занимать на финансовом рынке, то есть выпускать облигации или брать в долг у банков. Следовательно, платить им проценты.


Жизнь без займов

Ленинградская область с большей осторожностью подходит к увеличению долга. Хотя при корректировке бюджета его дефицит вырастет с 8 до 14,7% от собственных доходов, львиную долю ее покроют переходящие с прошлого года остатки (10,4 млрд рублей). То есть дефицит казны, если он останется на этом уровне, не придется покрывать сторонними заимствованиями.

Подобная схема в течение многих лет применялась и в Петербурге, когда комитет финансов, вопреки отраслевым лоббистам, предпочитал не залезать в долги к банкам. Субъекты Федерации, которые предпочитали (не от хорошей жизни) брать деньги у финансовых структур, теперь стоят на пороге банкротства. Например, близкая к нам Новгородская область.

Откуда в казне Ленобласти появились неиспользованные деньги? Из-за роста налоговых отчислений консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), которые обеспечивают региону половину поступлений по налогу на прибыль предприятий.

Крупнейшие КГН – «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Новатэк». Налоговая прибавка возникла так: «Киришинефтеоргсинтез», входящий в «Сургутнефтегаз», ввел в эксплуатацию новую установку. Актив баланса предприятия, таким образом, пополнился 88 миллиардами рублей. Чем больше имущества – тем больше отчислений по налогу и удельный вес заводов, расположенных в Ленобласти, в совокупной структуре «Сургутнефтегаза». Следовательно, эта КГН будет переводить в бюджет региона и больше отчислений по налогу на прибыль.

Комитет финансов Ленинградской области не планирует занимать для покрытия дефицита бюджета – для региона плата 20% годовых, которые фигурируют на фондовом рынке, слишком велика.

Напомним, что консолидированный бюджет 47-го региона примерно вчетверо ниже петербургского. Без учета муниципальных образований и федеральных средств в 2015 году доходная часть областной казны должна составить 71 млрд рублей, расходная – 81,4 млрд рублей.

Структура бюджета Ленинградской области больше напоминает аналоги в других регионах, чем петербургская. Ведь северная столица – город федерального значения, где изначально был заложен более мощный экономический потенциал, чем у соседей. Вот почему городская АИП в этом году составит 18,6% от расходов бюджета, а областная – только 10,4%. Значительную часть расходов 47-го региона (72,7 млрд рублей) составляют зарплата бюджетникам, социальная сфера и здравоохранение. Эти статьи не секвестрируют даже в кризис.


По осени посчитаем

Излишний бюджетный оптимизм – вещь рискованная. В апреле может казаться, что все негативные экономические тенденции уходят, а ближе к осени реалии могут внести в эти прогнозы свои поправки. Кое-что видно уже сейчас.

По данным Росстата, в феврале 2015 года объем инвестиций в основные средства сократился на 6,5% по сравнению с февралем 2014-го. Розничные продажи в стране за тот же период снизились на 7,7%, объемы строительства – на 3,1%, реальные доходы населения – на 0,7%.

О некоторых симптомах болезни петербургской экономики мы написали на прошлой неделе. Нельзя сказать, что чиновники сквозь пальцы смотрят на статистику. Например, петербургские власти уже снизили прогноз сборов по налогам на прибыль предприятий (на 13 млрд рублей) и на доходы физических лиц (на 12,5 млрд рублей).

Не исключено, что в нынешнем году и городу и области потребуется дважды корректировать бюджеты, как это было в 2008 – 2009 гг. Быть может, в августе северной столице придется затягивать пояс больше чем на 5%. Надеемся – не за счет инфраструктуры и метро.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (5431) от 03.04.2015.


Комментарии