Капитаны бензоколонки

Речные трамвайчики, «Метеоры» на подводных крыльях и неспешные суда-рестораны год от года украшают летнюю панораму набережных Невы. И с каждым годом нарастает число претензий к маломерному флоту со стороны надзорных органов. Признаемся честно: где-то вопросы обоснованны – например, желание ограничить скорость передвижения скутеров по каналам или запретить опасные маневры между баржами в белые ночи. Но есть ситуации, нежелание разобраться в которых может подкосить все речные перевозки в акватории северной столицы. Одна из них – правила размещения и работы плавучих заправок.

 Капитаны бензоколонки | Пока не появится современная инфраструктура плавучих заправок, вся армада речных трамвайчиков будет заливать топливо в баки по старинке — из канистры.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Пока не появится современная инфраструктура плавучих заправок, вся армада речных трамвайчиков будет заливать топливо в баки по старинке — из канистры.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Из жизни водоплавающих

Первая плавучая заправочная станция (ПЗС, или, как ее называют, «плавучка») появилась в Петербурге 12 лет назад. Внешне она выглядит как маломерное судно, в корпус которого вмонтированы топливные танки, а на палубе установлена привычная для автолюбителей топливораздаточная колонка. В отличие от других судов ПЗС стоит всю навигацию на одном месте: у нее нет ни двигателя, ни рулевой установки.

В начале 2000-х преимущества «плавучек» для бизнеса казались очевидными: строительство капитальных заправок в природо- и рыбоохранной зоне запрещено. Смелые предприниматели думали, что такое судно сможет работать и как обычная АЗС. Но не тут-то было.

Речмортранснадзор (организация, курирующая деятельность на воде) решил, что если нет отдельного закона по работе ПЗС, то подобные объекты относятся к их ведению. И приравнял работу плавучей заправки к погрузочно-разгрузочным работам с опасными грузами на водном транспорте. Обычно под этим понимается погрузка-разгрузка нефтепродуктов с нефтяного терминала в танкер.

Де-факто работа «плавучки», которая вмещает в себя в тысячи раз меньше топлива, чем танкер, требует точно такого же оформления, что и большой нефтеналивной терминал. Надо оформить документы на береговые сооружения, обеспечить присутствие на борту ПЗС капитана с высшим морским образованием и с лицензией на перевалку опасных грузов на речном транспорте, выданной не позднее чем три года назад.

С учетом того, что заправка работает круглосуточно, на борту должно быть четыре капитана, которые бы сменяли друг друга. Разумеется, им необходимо платить достойную зарплату. Контролирующие органы требуют также от участников рынка получения лицензии на продажу бензина для катеров и яхт с водных заправок. Кроме того, «плавучка» обязана иметь утвержденный план ликвидации разлива нефтепродуктов. У обычных АЗС такого обременения нет.


Топливо смелых

Сегодня в Петербурге работает 20 ПЗС, но этот бизнес едва сводит концы с концами. Поэтому периодически заправки закрываются. Ринат Муртазин купил такую семь лет назад за 13 млн рублей, и практически сразу у него начались проблемы. Если бы Муртазин не возглавлял еще и Красносельскую топливную компанию, которая занимается обычными заправками, он вылетел бы в трубу. «Плавучка» работает пять месяцев в году, а проблемы приходится расхлебывать весь год», – шутит предприниматель.

Обычно надзорные органы приходят с проверкой на ПЗС к концу навигации. Тогда выручка на кассе одной такой станции может быть внушительной – до 500 тыс. рублей. Если у владельца ПЗС нет лицензии, ее работа признается незаконным ведением бизнеса в особо крупном размере – в нескольких петербургских компаниях сейчас идет доследственная проверка.

Первой в августе прошлого года с контролерами встретилась Елена Цуканова, генеральный директор компании «Элегаз». С 2014 года она руководит яхтенным клубом «Восточный», при котором как раз действует плавучая заправка.

«Налоги у нас все оплачены, кассовый аппарат зарегистрирован в налоговой инспекции, зарплата выплачивается, все документы в профильных комитетах получены. Нет только одной бумажки», – рассказывает предприниматель. Сейчас по этому вопросу (отсутствие лицензии на погрузочно-разгрузочные работы и ущерб в особо крупных размерах) заведено даже уголовное дело. Яхт-клуб продолжает работать, но заправляться в нем уже нельзя. Придется яхтсменам везти свой катер на ближайшую АЗС.

В компании «Фюэл Системс Инжиниринг» доследственная проверка идет с сентября. Предварительно транспортная полиция изъяла кассовый аппарат и компьютер. Камень преткновения – отсутствие все той же лицензии.

«Мы заказали исследование в трех центрах при юрфаке СПбГУ по поводу того, является ли работа плавучей заправки погрузочно-разгрузочной деятельностью. Экспертные заключения были однозначными: нет», – поясняет Игорь Воробьев, генеральный директор компании. Но пока не изменилось федеральное законодательство, позиция предпринимателей выглядит проигрышной: раз по закону надо иметь такую же лицензию, что у нефтеналивных терминалов, значит, получайте.

Нестыковки в законах в конечном счете могут коснуться обычных горожан. Сейчас в Петербурге зарегистрировано 70 тысяч маломерных судов, из которых лишь около тысячи – фешенебельные катера и яхты. Остальные – экскурсионные катера, учебный транспорт, лодки спортсменов и рыбаков. Всем им нужно где-то заправляться.

Кроме того, в акваторию нашего порта ежегодно заходят до 500 иностранных катеров и яхт, которым тоже нужны ПЗС. Для сравнения: в соседний Хельсинки, где нет проблем с водными заправками, заходят по 19 тысяч иностранных яхт в год. А в Лондоне такая заправка стоит прямо напротив Тауэра. На всю же Россию наберется не более 50 «плавучек»...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 088 (5461) от 20.05.2015.


Комментарии