Главная городская газета

Как «приземлили» зарплату пилотов

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

«Слоеный НДС» или два процента с сюрпризом

Правительство России приняло решение увеличить налог с 18 до 20%. Чем же это обернется для потребителей? Читать полностью

Как рождаются «Лидер» и гиганты

Крыловский научный центр испытывает ледоколы будущего. За процессом наблюдал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Строка в работу: в Петербурге появится гимн промышленности

В промышленной сфере Петербурга немало интересных новостей. В двух словах о насущном - в нашем материале. Читать полностью

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью
Как «приземлили» зарплату пилотов | Иллюстрация gorbach-elena/shutterstock.com

Иллюстрация gorbach-elena/shutterstock.com

«На втором по счету с начала процесса заседании суд принял решение, согласно которому претензии у него нашлись только к процедуре введения новой системы оплаты труда: ее суть нареканий не вызвала, – сообщил «СПб ведомостям» глава первичной профсоюзной организации летного состава ОАО «Авиакомпания «Россия» Игорь Морозов. – При этом наши аргументы, в том числе и показания свидетелей, действия не возымели. Как только получим официальное решение, будем подавать апелляцию».

Суть спора между профсоюзной «первичкой» и работодателем довольно проста: пилоты требуют признать незаконными приказы о введении новой системы оплаты труда, благодаря которым их доходы значительно, не менее чем на 20 – 30%, упали.

Как отметил в ходе стартовавшего 21 июля в Московском районном суде Петербурга процесса Игорь Морозов, история началась еще в сентябре 2015-го, когда руководство «России» предложило общественной организации одобрить проект приказа, существенно изменявшего порядок оплаты труда пилотов. «Поскольку новая система лишала работников большей части доплат, серьезно сокращая реальные доходы летчиков и существенно изменяя условия их трудовых договоров, профсоюз дал на проект отрицательный отзыв», – констатировал Морозов.

Он, правда, признал, что, опасаясь потери работы, в частном порядке пилоты документ все же подписали. Но и руководство «России», с его слов, действовало не совсем последовательно, так как в декабре 2015-го приказ был отменен, а затем, уже в марте 2016-го, сходный по параметрам документ задним числом (с 1 февраля) ввели в действие.

По словам Игоря Морозова и пилотов «России», после введения новой системы оплаты труда доходы летчиков резко сократились. И если до того командир экипажа в авиакомпании получал около 300 тыс. рублей, а второй пилот – 200 тыс., то теперь их заработки порой не превышают 150 и 100 тыс., соответственно. Профсоюз летчиков в результате отправился искать правды в суд, пытаясь оспорить сразу оба приказа о введении новой системы оплаты труда.

С точки зрения работника, ситуация однозначна: компания не права, поскольку фактически в одностороннем порядке изменила «правила игры». И, пользуясь моментом, вынудила сотрудников согласиться с новыми, заранее невыгодными.

Следует учесть, что после начала кризиса 2014 года, когда в России остро ощущался дефицит пилотов (и даже был разрешен наем командиров воздушных судов из-за рубежа), рынок труда в этом сегменте резко изменился. Из-за сокращения объемов перевозок и по некоторым другим причинам многие авиакомпании «выбросили» на него несколько сотен ставших ненужными летчиков. В Петербурге, к примеру, после «закрытия» Египта и Турции из расписания полетов исчезли десятки курортных чартеров, что с учетом падения объемов на других направлениях привело к «приземлению» целых групп лайнеров. В частности, «Россия» отказалась от эксплуатации самолетов Boeing 767 и Ан-148, после чего без работы остались свыше 200 специалистов как в воздухе, так и на земле.

Однако с точки зрения бизнеса руководство АО «Россия» действовало верно. Пытаясь сохранить петербургского авиаперевозчика «на крыле», оно оптимизировало работу предприятия в соответствии с новыми экономическими условиями. И если объемы пассажирских перевозок, осуществляемых из города на Неве, фактически стали меньше, то, по логике предпринимательства, и платить надо соответственно. «Снижение средней зарплаты связано с уменьшением налета часов по объективным рыночным обстоятельствам, – такова позиция «России». – Законность действий работодателя проверена рядом надзорных органов, и компания готова аргументировать ее в суде». Что она в результате и сделала...

Вместе с тем очевидно, что любой работодатель, понимая последствия введения новой системы оплаты труда, ведущей к снижению доходов летчиков, использует тактику экономического «вытеснения» персонала. Ведь формально сокращать получающих большие зарплаты невыгодно, а вот законно создать для них условия, при которых они сами увольняются, гораздо эффективнее...

МЕЖДУ ТЕМ

В первом полугодии 2016-го «Россия», по данным Росавиации, показала наибольший рост числа перевезенных пассажиров (+26%, до 2,957 млн человек) среди первой пятерки крупнейших авиакомпаний страны. На 5,5% (до уровня 77,3%) вырос у нее и процент занятости пассажирских кресел. При этом увеличение показателей в основном достигается за счет расширения полетной программы «России» из Москвы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook